СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Тема: Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Класс: 8

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить строение и функции органов слуха и равновесия и их анализаторов; уметь показывать связывающую роль анализаторов между организмом и внешней средой.

Задачи: Рассмотреть особенности строения слухового анализатора.

Создать условия для развития логического мышления, речи, творческих способностей.

Воспитывать коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, межпредметное обучение, использование ИКТ.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о движении крови по сосудам, о регуляции кровоснабжения, знать причины движения крови, способы правильного измерения артериального давления и пульса, уметь формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения и измерения, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется бережное отношение к собственному здоровью.

Основные понятия урока: наружное, среднее и внутреннее ухо, косточки среднего уха, слуховой анализатор, вестибулярный аппарат,

План урока

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Изучение нового материала:

1. Строение органа слуха.

2. Слуховой анализатор.

3. Гигиена органов слуха.

4. Строение органа равновесия и его анализатора.

ІV. Закрепление полученных знаний.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок.

V І. Домашнее задание.

Ход урока

І. Организационный момент- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

На прошлом уроке мы рассмотрели строение органов зрения и зрительного анализатора. Сегодня давайте повторим.

ІІ. Проверка домашнего задания

Тест «Зрительный анализатор» (определить соответствие) слайд 2

1. Дальнозоркий глаз 2. Близорукий глаз 3. Оптическая система глаза 4. Световоспринимающая система глаза 5. Аккомодация 6. Адаптация

А. Параллельные лучи, идущие от дальних предметов, пересекаются впереди сетчатки, не доходя до неё Б. Расходящиеся лучи, идущие от ближних предметов, пересекаются за сетчаткой. В. Фоторецептор Г. Хрусталик Д. Приспособленность глаза чётко видеть предметы, на разном расстоянии Е. Приспособленность глаза к восприятию света разной яркости

1

2

3

4

5

6

Б

А

Г

В

Е

Д

ІІІ. Изучение нового материала

Вся ярчайшая палитра настроений и чувств: радость и горе, бодрость и уныние, буйство и печаль – может быть выражена звуком. С чем сравнится «угроза» грома, свист соловья, звон капели, колыбельная матери, потрясающее разнообразие и мощь музыкальных аккордов?! С помощью звуков люди общаются, обмениваются мыслями, идеями, чувствами, информацией.

– Как вы думаете, ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

– Какая тема урока? Цель урока? Слайд 3,4.

Слайд 5. Вторым по значимости органом чувств является орган слуха, дающий возможность общения с внешним миром. Благодаря органу слуха человек может слышать самые разнообразные звуки окружающей нас природы, городской шум, музыку, голос другого человека. С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии.

Ведь именно с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».

Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо.

1.Строение органа слуха

Давайте разделимся на 3 группы и каждая группа работает со своим отделом уха.

Стр 296-297. Каждая группа делает небольшой отчет.

Таблица в листах. Слайд 6.

Отделы уха

Строение

Функции

Наружное ухо

- Ушная раковина

- Наружный слуховой проход

- Барабанная перепонка

- Улавливает звуки

- Направляет звук на барабанную перепонку

- Преобразует звуковые колебания в механические

Среднее ухо

- Полость среднего уха

- Слуховая труба

- Косточки среднего уха(молоточек, наковальня, стремечко)

- Уравнивают давление в полости среднего уха с атмосферным.

- Усиливают колебания барабанной перепонки

Внутреннее ухо

- Улитка

- Слуховой нерв

- Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органа слуха

- Передаёт импульсы в головной мозг

Слайды 8,9. Наружное ухо. Ушная раковина образована хрящом со многими завитками.

Воздух в ней завихряется, а пылинки и микробы оседают на её поверхности.

В глубине наружного слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое жёлтое вещество – ушную серу. Она задерживает пыль и убивает микробы.

Слайды10,11,12. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой полость.

Молоточек, соединённый с барабанной перепонкой, передаёт её колебания сначала на наковальню, затем усиленные колебания передаются на стремя.

Слайды 13,14. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев. Все полости лабиринта заполнены жидкостью. В нём имеются два разных органа: орган слуха и орган равновесия – вестибулярный аппарат.

Орган слуха находится в спирально закрученном костном канале – улитке. На мембране находятся воспринимающие клетки – слуховые рецепторы. Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Учитель дополняет и обобщает сообщения учащихся, которые сопровождаются слайдами презентации. Ещё раз проговариваем записи в тетради. у девочек!

Физминутка.

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами.

3. Глазами нарисовать три треугольника, четыре квадрата и пять кругов. Потереть ладони и закрыть ими глаза, поморгать.

2.Слуховой анализатор слайд 15, 16.

Каким же образом работает слуховой анализатор? Давайте разберёмся.

Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, и достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебания. Через систему слуховых косточек колебания передаются во внутреннее ухо. Стремя ударяет в овальное окно, колебания мембраны овального окна вызывают движение жидкости в улитке, она, в свою очередь, заставляет колебаться волоконца. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передаётся в головной мозг. Здесь происходит окончательное различие звука.

Учащиеся в тетрадях составляют схему прохождения звуковой волны.

Схема «Прохождение звуковой волны»

3.Гигиена слуха. Прочитайте статью в учебнике на стр. 298-299 «Гигиена слуха» и составьте правила по гигиене органа слуха.

Правила гигиены органа слуха. Устно.

  1. Содержать в чистоте ушные раковины и наружный слуховой проход;
  2. Нельзя очищать слуховой проход твёрдыми предметами;
  3. При возникновении инфекционных заболеваний немедленно обратиться к врачу.
  4. Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке.

4. Строение органа равновесия и его анализатора. Слайд 17.18.

Мы рассмотрели орган слуха и его анализатор, но в глубине височной кости, рядом с улиткой, находится вестибулярный аппарат. Именно этот орган равновесия непрерывно контролирует положение нашего тела в пространстве. С его помощью мы можем осуществлять различные сложные движения.

Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов. Каналы расположены в трёх взаимоперпендикулярных направлениях. Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью.

В стенках полостей полукружных каналов расположены рецепторы, представляющие собой волосковые клетки, на которые давят крохотные кристаллики углекислого кальция. При движении головы или тела эти кристаллики смещаются, меняется давление на волоски. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг. Из мозга ответные импульсы поступают к скелетным мышцам, приводя их в движение.

ІV. Закрепление изученного (выполнение тестового задания « Выбери правильные суждения»). Слайд 19,20.

1.Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

2.Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.

3.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

4.Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

5.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

6.Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

7.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

8. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.

9.Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

10. Постоянные громкие звуки вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

Ответы:1, 3,5,6,8,9,10.

Рефлексия: слайд 21.

-Какой факт показался любопытным?

-Что нельзя делать, чтобы не навредить слуху?

-Что значит музыкальный слух?

Каждый урок – это черный ящик, вы не знаете, что вы увидите, услышите. Но как интересно познать неизвестное

V. Подведение итогов урока и выставление оценок. Собрать листы.

VІ. Домашнее задание:

§54, прочитать и ответить на вопросы на стр. 300-301

Сделать доклад о вредном влиянии шума на слух, о заболеваниях органов слуха и равновесия.

Если на Луне под самым ухом у человека выстрелить, услышит ли он? (нет, звук – это колебания воздуха, его нет на Луне).

Где располагается орган слуха у кузнечика? (на передних ногах)

Для чего в самолёте рекомендуется при взлёте открывать рот? (евстахиева труба опускается и выравнивает давление)

13.10.2016 14:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!