СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отрывок из доклада. «Развитие навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятие этой деятельности как части своей жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной  (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

  Основная задача учителя: создать ситуации (условия), инициирующие  действия учащихся по освоению универсальных учебных действий, с помощью которых школьники смогут сами добывать информацию о мире.

           Изучение  изобразительного искусства и мировой художественной культуры способствует гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире.

Одной  из  самых  доступных  массовых  форм  постоянного  углубления  и  расширения  знаний  является  самостоятельная  работа  как  средство  образования  (Ш.А. Амонашвили [1] ,  М.Н. Скаткин [10]   и  др.). 

Цель  деятельности  преподавателя ИЗО и  МХК  направлена  на  создание  активного  личного  отношения  каждого  к  процессу  обучения,  на  организацию  самостоятельной  деятельности  учащихся  по  овладению  содержанием  курса. Важно осознать, что цель деятельности педагога не  сводится  к  передаче  суммы  знаний,  главное – стараться  включить  полученные  знания  и  впечатления  в  систему  имеющегося  у  каждого  некоторого  жизненного  опыта  и  опыта  общения  с  искусством.  Осуществить  это  позволяет  система  самообразования,  решаемая  через  активно-познавательную  учебную  деятельность,  через  самостоятельную  работу.

Это   позволяет разрешить противоречия

  • между низким уровнем мотивации к знаниям и высоким требованиями, предъявляемыми к   образованию школьников;
  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся и слабым уровнем развития самостоятельной  деятельности;
  • между восприятием уроков ИЗО и МХК как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной развитой личности;
  • между  требованием современной системы образования к проявлению высокой степени самостоятельности и организации школьников и слабо развитыми у них навыками самостоятельной работы.

   Самостоятельная  работа  занимает  особое  место  в  развитии  познавательной  активности  учащихся.  Однако  до  сих  пор  ведутся  споры  о  том,  какой  вид  деятельности,  который  совершает  ученик  в  обучении,  называется  самостоятельной  работой.

    Своё  определение  самостоятельной  работы  даёт  Б.П. Есипов:  «Самостоятельная  работа  учащихся,  включаемая  в  процессе  обучения - это  такая  работа,  которая  выполняется  без  непосредственного  участия  учителя,  но  по  его  заданию  в  специально  предоставленное  для  этого  время,  при  этом  учащиеся  сознательно  стремятся  достигнуть  поставленной  в  задании  цели,  употребляя  свои  умения   и  выражая  в  той  или  иной  форме  результаты  своих  умственных действий» [4].

         П.И. Пидкасистый   предлагает  свою  трактовку  самостоятельной  работы: «Самостоятельная  работа – это  средство  вовлечения  учащихся  в  самостоятельную  познавательную  деятельность,  средство  ее  логической  и  психологической  организации.  Формируемая  в  каждом  конкретном  типе  и  виде  самостоятельной  работы  задача  позволяет  включать  учащихся  в  управляемую  познавательную  деятельность,  т.е.  вызывать  у  них  определенную  умственную  активность  разной  структуры,  которая  регулируется  осознаваемой  ими  целью.  Следовательно,  самостоятельную  работу  правомерно  рассматривать  как  средство  организации  и  выполнения  учащимися  определенной  деятельности  в  соответствии  с  поставленной  целью» [9].

Правильная организация самостоятельной работы имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

  П.И.Пидкасистый   выделил  пять уровней самостоятельной работы по развитию творческих способностей [9].

Первый уровень  - дословное и преобразующее воспроизводство информации.

Второй уровень – самостоятельная работа по образцу.

Третий уровень – реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью и т.п.).

Четвёртый уровень - самостоятельная эвристическая работа. (При эвристической беседе учитель направляет поиск, последовательноставит проблемы, формулирует противоречия, создает конфликтные ситуации, а ученики самостоятельноищут решение возникающих проблем или под-проблем)

Пятый уровень - творческая (исследовательская, опытническая) работа.

Применение различных форм самостоятельной работы на уроках позволяет эффективно организовывать групповую и индивидуальную работу на уроках, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Цель организации самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы обучать школьников не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

Наиболее  полное  и  адекватное  определение  самостоятельной  работы  приведено  в  педагогической  энциклопедии  под  ред.  И.А. Каирова  и  Ф.Н. Петрова: «Самостоятельная  работа  учащихся – многообразные  виды  индивидуальной  и  коллективной  учебной  деятельности  школьников,  осуществляемой  ими  на  классных  и  внеклассных  занятиях  или  дома  по  заданиям,  без  непосредственного  участия  учителя.  Выполнение  этих  заданий  требует  от  учащихся  активной  мыслительной  деятельности,  самостоятельного  решения  различных  познавательных  задач,  применения  ранее  усвоенных  знаний.  Учащиеся  приучаются  к  самоконтролю,  у  них  воспитывается  ответственное  отношение  к  учебному  труду,  стремление  к  товарищеской  взаимопомощи.  Применяя  различные  виды  самостоятельной  учебной  работы,  необходимо  стимулировать  развитие  познавательной  активности  и  самостоятельности  учащихся  во  всей  системе  учебных  занятий» [8].

       Самостоятельная  работа  служит  основным  средством  формирования  умений,  навыков  и  развития  познавательных  способностей  (наблюдательности,  памяти,  воображения,  творческой  активности  в добывании    и  применении   знаний)  у  учащихся. Таким  образом,  мы  будем  считать,  что  самостоятельная  работа – это  познавательная  деятельность,  выполняемая  учащимися  самостоятельно,  под  тактичным  руководством  преподавателя,  а  иногда  и  по  заранее  заданной  программе  или  инструкции  с  учетом  психологических  особенностей,  личных  интересов  и  планов  учащихся. 

       Основной  признак  самостоятельной  работы – наличие  в  каждом  виде  самостоятельного  учебного  труда  учащихся,  т.е.  конкретной  познавательной  задачи,  предусматривающей  последовательное  увеличение  количества  знаний  и  их  качественное  усложнение,  овладение  рациональными  методиками  и  приёмами  умственного  труда,  умением  систематически  ритмично  работать,  открывая  для  себя  новые  способы  учебной  деятельности.

         Целью педагогической деятельности является повышение мотивации обучения и качества знаний учащихся  через организацию самостоятельной работы на уроках ИЗО и МХК. 

Задачи, способствующие достижению цели:

  • изучение  методов  и  форм  самостоятельной  работы,  которые  будут  способствовать  повышению  эффективности  учебного  процесса;
  • обеспечение самостоятельной работы каждого ученика с учетом уровня его способностей и возможностей;
  • формирование метапредметных,  учебных и коммуникативных навыков учащихся.

Для решения поставленных задач  автором применялись репродуктивные  и  проблемно-поисковые методы обучения ИЗО и МХК, необходимые  преимущественно  для  развития  навыков  творческой,  учебно-познавательной  деятельности  и  для  самостоятельного  овладения знаниями:  

  • Лекция – информационно-развивающий метод обучения.
  • Работа с книгой – возможность учащимся многократно обрабатывать информацию.
  • Метод демонстрации – заключается  в  наглядно-чувственном  ознакомлении  учащихся  с  явлениями,  процессами,  объектами  в  их  натуральном  виде.        
  • Иллюстрация  тесно  примыкает  к  методу  демонстрации. 
  • Видеометод – информация,  представленная  в  наглядной  форме,  является  наиболее  доступной  для  восприятия.
  • Метод «проектной методики» - активное  вовлечение  учащихся  в  познавательную  деятельность.   Метод проектов созвучен жизненным позициям:

*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;

*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.

  • Метод проектов - главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

1.Рефлексивные умения;

2.Поисковые (исследовательские) умения;

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве;

4.Менеджерские умения и навыки;

5.Коммуникативные умения;

6.Презентационные умения и навыки.

  • Метод анализа художественного произведения.
  • Формальный метод - учащиеся определяют  структуру  произведения  (роль  ритмического  строя  форм:  круг,  овал,  квадрат,  зигзаг  и  т.д.).   
  • Герменевтический метод - рассуждение  о  смысле  и  ценности  произведения.
  • Метод ХПД - Метод художественно-педагогической драматургии.

 Принципы построения урока: по законам искусства драмы;

учитель-актер (театр одного актера); урок – произведения искусства.

 Построение композиции урока:

  • завязка;
  • постановка проблемы;
  • разработка проблемы;
  • кульминация;
  • обобщение важнейших идей;
  • развязка;
  • последействие

Урок МХК  И ИЗО должен быть:проблемным; актуальным; межличностным. 

Требования к уроку ИЗО и МХК:

  • на уроке должно царствовать произведение искусства;
  • тщательный отбор фактического материала;
  • достоверность фактов;
  • работа с искусствоведческими терминами
  • задания творческого характера.

Главная задачи учителя: Организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества. Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься».

        

          Необходимо научить  учащихся  самостоятельной деятельности с позиций метапредметного подхода, который включает:

- ценностно-ориентационную  деятельность;

- познавательную;

- преобразовательную деятельность;

- коммуникативную деятельность.

         Только  организация  самостоятельной  активной  деятельности  учащихся,  в  ходе  которой  каждому  будет  представлена возможность выработать и продемонстрировать  собственную  систему  ценностей, есть  путь  подлинного  приобщения  к  миру  художественной  культуры.

Таким  образом,  необходимым  условием  эффективности  занятий  по ИЗО и МХК  должна  стать  опора  на  принцип  активной  личной  вовлеченности  каждого  в  учебный  процесс.

          Целенаправленная  активная  деятельность  должна  иметь  внутреннюю  мотивацию.    Мотивация – это  исток  активности  личности.  Одним  из  средств  активизации  деятельности  учащихся  является  проблемное  обучение.  Здесь  важно  найти  такие  проблемы,  которые  учащиеся  захотят  обсуждать  и  почувствуют  потребность  их  разрешения.  К  числу  таких  проблемных  вопросов  можно  отнести  тему  вводного  занятия  «Зачем  нам  нужно  искусство?» в ходе которого анализируются  мотивы  изучения  содержания  курса. Так,  рассматривая  тему  происхождения  искусства,  ставим  проблему:  «Зачем  первобытному  человеку  искусство?».  Тем  самым  устанавливается  связь  между  проблемой  обращения  человека  ХХ века  к  художественной  культуре  и  обращения  к  искусству  человека  первобытного  общества. 

         Таким  образом,  в  обучении ИЗО и  МХК  необходима  опора  на  принцип  мотивированности  и  принцип  проблемности.

         Проблемы  и  задания  должны  быть  всегда  немного  более  сложными,  чем  те,  которые  учащиеся  умеют  выполнять.  Проблемное  содержание  занятий  и  соответствующие  им  циклы  деятельности  должны  опираться  на  принцип  развивающего  обучения.  Каждый  блок  занятий  должен  ставить  перед  учащимися  все  более  сложные  содержательные,  коммуникативные  и  деятельностные  задачи.

         Поскольку  изучение  ИЗО и МХК  предполагает  обращение  к  разным  видам  художественной  деятельности,  то  в  организации  обучения  нельзя  не  учитывать предрасположенность  учащихся  к  тем или иным   видам  художественной  деятельности.  Чтобы  обеспечить  эффективность  обучения,  необходимо  опираться  на  принцип  индивидуализации.  Необходимо  предоставить  учащимся  право  выбирать  виды,  формы  и  способы  деятельности,  которые  соответствуют  их  индивидуальности.  Задача  преподавателя  в  данном  случае  является  постепенное  вовлечение  учащихся  в  те  виды,  формы  и  сферы  деятельности,  с  которыми  они  менее  знакомы.

         При  организации  самостоятельной  работы  учащихся  и  активизации  их  деятельности  в  курсе ИЗО и  МХК  необходимо  учитывать  все  вышеизложенные  принципы.

         Рабочая  программа  по  предмету  МХК  ориентирует  на  организацию  самостоятельной  работы  учащихся. К  выполнению  программы  учащиеся  готовятся  в  ходе  самостоятельной  познавательной  деятельности  под  руководством  учителя.  Поэтому  усилия  направлены  на  решение  следующих  задач:

  1. Усвоение  новых  знаний  предполагает  подведение  учащихся  к  осознанию  значимости  места  нового  материала  в  системе  темы,  раздела,  курса.  Здесь  важен  подбор  заданий  на  выявление  последовательности  рассматриваемых  вопросов,  установление  связей  нового  материала  с  предыдущим.
  2. Усвоение  новых  знаний  невозможно  без  опоры  на  прежний  учебный  материал,  поэтому  необходимо  актуализировать  уже  изученный  материал.  Эти  знания  непосредственно  включаются  в  процесс  самостоятельной  деятельности.
  3. Необходимо  использовать  приемы  и  задания,  стимулирующие  самостоятельную  работу.  Особое  место  занимает  постановка  проблемных  вопросов,  составление   типовых  планов,  использование  схематической  наглядности. 

Самостоятельная  работа  учащихся  подразделяется  на  аудиторную  и внеаудиторную. Начинать  желательно  с  аудиторных  форм (лабораторно-практические  занятия,  контрольные,  проверочные  задания,  работа  с  книгой,  игры  и  др.).     Воспитание  самостоятельности  следует  разбить  на  этапы,  которые  можно  варьировать,  исходя  из  объёма  изучаемого  раздела  и  уровня  подготовки  учащихся.

Подготовительный – в  начале  учебного  года  проводятся  стартовые  контрольные  работы,  позволяют  оценить  остаточные  знания.

Репродуктивный – аудиторная  деятельность,  когда  учащиеся работают  с  литературой,  самостоятельно выполняют творческие задания.    Внеаудиторная  деятельность,  когда  требуется  ответить  на  заданные  вопросы,  изучить  дополнительную  литературу и т.д.

Продуктивный – внеаудиторная  деятельность,  когда  учащиеся выполняют  индивидуальные  задания,  обращаясь  к  конспектам  занятий,  учебной  литературе  и  посещая  консультации.  Для  обеспечения  объективности  контроля  за  самостоятельностью необходимо  обеспечить  каждого  учащегося индивидуальным  заданием.  Защита  индивидуального  задания  происходит  в  форме  собеседования или на занятии.

         Перед  выполнением  учащимися  внеаудиторной  самостоятельной  работы  преподаватель  проводит  инструктаж  по  выполнению  задания,  который  включает  цель  задания,  его  содержание,  сроки  выполнения,  ориентировочный  объем  работы,  основные  требования  к  результатам  работы,  критерии  оценки. 

          Самостоятельная  работа  может  осуществляться  индивидуально  или  группами  учащихся  в  зависимости  от  цели,  объема,  конкретной  тематики  самостоятельной  работы,  уровня  сложности  и  уровня  умения  учащихся.

         Внеаудиторная  самостоятельная  работа  в  курсе ИЗО и  МХК  связана  с  формированием  опыта  общения  с  теми  видами  художественной  деятельности,  которые  полностью  восприняты  в  условиях  аудиторного  занятия.  Например,  занятия  в  выставочном  зале,  музее,  библиотеке. 

         Формирование у учащихся  умения  самостоятельно  работать  происходит  на  практических  занятиях,  семинарах, во внеурочной деятельности  и  других  формах  работы.              

       Каждый  учащийся  должен  готовиться  к  практическим  занятиям  самостоятельно,  а  участвовать  в них  сознательно,  творчески.   

 

 

Категория: ИЗО
01.01.2015 16:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!