СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из важных составных частей процесса обучения является оценивание достижений учащихся. При помощи оценивания осуществляется обратная связь: ученик – учитель; ученик-родители; учитель-родители. Кроме того, система оценки позволяет диагностировать проблемы, возникающие в обучении и корректировать дальнейший процесс обучения и преподавания.
Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001)
На протяжении десятилетий в школах сохраняется 5-балльная система оценивания, по сути превращенная в 3-балльную: 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично"). При оценивании деятельности ученика учитель ориентируется на множество факторов, определяя уровень знаний и умений школьника относительно определенного эталона, класса в целом, или относительно предшествующих достижений учащегося.
Такая оценочная система вырабатывает у учащихся понимаемую, а не реально действующую мотивацию, что показывает анализ анкет учеников 3 класса: на вопрос, что является стимулом для получения высокой оценки, 36% школьников ответили: буду считаться хорошим учеником, и 64% - мама и учительница будут рады. Ответа «я получу хорошие знания» не дал ни один ученик из 15 опрошенных.
Следовательно, традиционная форма оценки знаний, умений и навыков не дает положительного результата в процессе развития ученика.
При использовании критериального оценивания ученик переходит из роли объекта в субъект обучения, снижается школьная тревожность. Учитель же становится, в данном случае, консультантом, тьютором.
Что же заключает в себе понятие «критериальное оценивание»?
Это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования. [Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень), стр.186], то есть оценка учащегося складывается из определенных критериев, которые отражают достижения учащихся в развитии их учебных компетентностей.
Преимущества использования критериального оценивания состоят в том, что оценивается только та работа учащегося, которую он выполнял в данный момент, она сравнивается с тем образцом выполнения работы, который заранее известен ученикам. Кроме того, школьники сами могут определить уровень своих знаний, умений и навыков по четко разработанному дескриптору.
© 2015, Москвичёва Ирина Анатольевна 420