СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памяти кораблей с именем «Орёл»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящий момент в российском флоте несут боевую вахту два корабля, названные именем города Орла. Это атомный подводный ракетный крейсер «Орёл» на Северном флоте и пограничный сторожевой корабль «Орёл» на Тихом океане.

Традиция присваивать кораблям названия губернских городов уходит к 1878 году. После окончания войны на Балканах Россия столкнулась с опасностью новой войны с Англией. Решено было привлечь народные средства для строительства быстроходных судов, которые в военное время должны быть использованы как крейсеры. По инициативе Императорского общества содействия русскому торговому мореходству и по высочайшему повелению во всех губерниях были образованы комитеты по устройству Добровольного флота под председательством наследника – Цесаревича, будущего Императора Александра III.

В Орловской губернии открытие губернского комитета по организации Добровольного флота состоялось 7 мая 1887 года в помещении Орловской городской думы. На учредительном собрании присутствовали Орловский губернатор К. Н. Боборыкин, епископ Орловский и Севский Ювеналий, представители губернского земства, городской голова, предводитель губернского дворянства, представители купечества и других сословий. После торжественной части и молебна была собрана сумма 2900 рублей серебром. Наибольшие пожертвования собрали Ливенский, Малоархангельский, Мценский и Трубчевский уезды – 13000 рублей. В 1888 году Добровольным флотом был подписан контракт с английской фирмой «Хозон Лесли и К» на постройку корабля, способного развивать скорость до 20 узлов, – именно он должен был стать образцом для всех других крейсеров Добровольного флота, построенных на народные деньги и названных в честь губернских центров.

Корабль, названный именем губернского города Орла, был спущен на воду в марте 1890 года. «Орёл» стал вторым после «Ярославля», построенным Добровольным флотом по специальному проекту. Корабли Добровольного флота по большей части использовались как транспорты для перевозки пассажиров и грузов из Одессы во Владивосток, русских войск на Дальний Восток, заключённых на Сахалин, а также материалов для строительства Транссибирской магистрали.

С началом Русско-японской войны «Орёл» был переоборудован в госпитальное судно на 448 коек – с вытяжной вентиляцией, госпитальными палатами, паровым отоплением, опреснителями, рефрижераторами, хлебопекарней, электрическим освещением. «Орёл» стал плавучим госпиталем Второй Тихоокеанской эскадры адмирала З. Н. Рожественского. С конца декабря 1904 до начала 1905 года эскадра находилась в порту на острове Мадагаскар. На эскадренной больнице «Орёл» был организован амбулаторный приём для местных жителей.

Печальна была судьба этого корабля, построенного на средства орловцев. 14 мая 1905 года в 2.30 ночи эскадра адмирала Рожественского была обнаружена японцами – по бело-сине-красным огням гротмачты корабля «Орёл», ведь согласно нормам международного права освещение могло быть только на госпитальном судне, остальные суда эскадры шли в полной темноте. «Орёл» одним из первых был захвачен японским крейсером и отведён в Шанхай. Позже в Японском флоте «Орёл» носил имя «Кузухо-Мару».

Надо сказать, что в первом походе на «Орле» участвовал Михаил Павлович Саблин, участник Цусимского сражения, – впоследствии он был последним командующим Черноморским флотом в 1918–1920 годах, подготовившим эвакуацию Русской эскадры из Крыма (упокоен во Владимирском адмиральском соборе Севастополя). Духовник команды судна «Орёл» иеромонах Зиновий (Дроздов) в 1906 году в Вятке опубликовал книгу «С эскадрой до Цусимы». В 1913–1914 годах управлял Орловско-Севской епархией, с 1918 года возглавлял Тамбовско-Козловскую епархию, являясь ближайшим сподвижником Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина). Умер в 1942 году в одном из лагерей Свердловской области.

Несмотря на тяжёлые потери Русско-японской войны, через несколько лет русский флот был возрождён. Уже в 1909 году спущен на воду новый корабль с именем губернского города Орёл. В 1914 году с началом Первой мировой войны «Орёл»-2 вошёл в состав Сибирской флотилии в качестве вспомогательного крейсера. После октября 1917-ого «Орёл» был одним из немногих кораблей, на котором не был спущен Андреевский флаг. В 1921 году «Орёл» был продан англичанам, под британским флагом носил имя «Сильвия». Позже был перепродан гонконгской фирме «Хайтань». По­следний раз бывшие моряки, служившие на «Орле», видели корабль, стоящим у стены одного из китайских портов в конце 40-х годов ХХ века.

Источник: http://opravda.ru/news.php?extend.10746.2

Госпитальное судно «Орёл»

Категория: Всем учителям
10.03.2017 22:45


© 2017 381

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!