СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое мастерство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мурашко Надежда Львовна

Влияние преподавателя ДШИ на духовно-нравственное воспитание учащегося.

В статье исследована роль преподавателя детской школы искусств в процессе развития духовно-нравственного потенциала учащихся. Воздействие искусства на развитие творческой личности.

Ключевые слова: педагог, психология, наставник, ученик, искусство.

Роль преподавателя школы искусств в духовно- нравственном воспитательном процессе трудно переоценить. Именно он в значительной мере формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы и идеалы у детей и подростков, воспитывает их характер, содействует пробуждению активного интереса к классической музыке, творчеству.

Настоящим учителем в школе искусств может стать только тот преподаватель, которому удается проникнуть в духовный мир ребенка. Без знания психики ребенка, особенностей его мышления, его интересов, склонностей и способностей, без глубокой любви к детям становится невозможным процесс духовно-нравственного воспитания. Следовательно, профессия учителя требует постоянного совершенствования своей личности, творческих способностей, развития интересов.

Преподаватель детской школы искусств, помимо знания детской психологии, должен обладать самыми разными способностями: любить детей, уметь на них воздействовать, заинтересовывать их, прививать любовь к музыке, водить на концерты, заставлять работать. Поэтому цель данной статьи – остановиться на вопросе о педагогических способностях и мастерстве преподавателя в развитии духовно-нравственного потенциала учащихся.

Педагогические способности, как и всякие другие качества, развиваются в процессе практической работы. Они включают: умение ясно, кратко, увлекательно и интересно передавать детям свои знания; понимание психологии ученика; наблюдательность, чуткость; творческий склад мышления, позволяющий избегать штампов; умение анализировать, размышлять.

Преподавателю необходимы также и организаторские способности: умение планировать работу, учитывая возможности ученика, конкретную обстановку; наладить индивидуальную работу ученика в классе и дома. Преподавателю необходимы: воля, целеустремленность, требовательность, умение довести дело до конца

Работа преподавателя очень сложная, направленная на трудную задачу-формирование личности, что невозможно без настойчивости, выдержки, терпения, владения своими чувствами, настроением. Недопустимы действия, совершаемые без должного контроля, под влиянием раздражения, озлобления. Это не означает, что преподаватель должен вообще скрывать свои эмоции - радость печаль, гнев, обиду.

Педагогическое мастерство связано, в первую очередь, со знания своего предмета. Нельзя научить тому, чего не знаешь сам. Знания эти должны быть глубокими и разносторонними. Обычно наиболее яркими преподавателями бывают люди, обогащающие свой предмет материалом, почерпнутым из книг, нот, жизненных наблюдений, имеющие разностороннюю теоретическую и практическую подготовку.

Педагогическое мастерство тесно связано и с педагогическим творчеством – умением подбирать материал сообразно со склонностями ученика, продумывать примеры, упражнения, давать яркие сравнения, пробуждать творческое воображение ученика.

Чрезвычайно важно для преподавателя уметь вызывать у ученика интерес к работе. Существенную роль в этом играет собственная увлеченность предметом.

Одной из самых важных и сложных проблем музыкальной педагогики является проблема духовно- нравственного воспитания ученика. Решение ее неразрывно связано с умением преподавателя найти индивидуальный подход к ученику. Быть добрым, и в то же время требовательным, внимательным и заботливым педагогом, постараться вместе с учеником найти смысловую связь между занятиями музыкой, с одной стороны, и теми элементарными понятиями о законах жизни, данных Творцом человечеству, с другой.

Искусство в полной мере способно сообщать и направлять воображение ребенка, а «чистое и светлое» движение детскому воображению должен задать педагог. «Приобщаясь к миру искусства, мы вводим вообще в нашу душу то великое начало ритма, которое облагораживает и тело, и душу, освобождает нас от всего грубого, темного и зовет нас к красоте, к преображению нас. Однако в искусстве, как мы его находим и в современности, и раньше, всегда есть много двусмысленного - этого отрицать не следует. Именно поэтому и действие искусства в нас двойственное: оно возвышает душу, но оно же вносит и яд в нее». Педагог должен понимать, что задача его состоит в том, чтобы помогать ученику отвергать зло и сознательно выбирать добро. «Зло, струящееся через искусство в душу, легче отразить, чем зло в жизни и если искусство заключает в себе яд, то в нем же самом противоядие - а душа должна выбирать, что она предпочитает. Нужно лишь помочь ей преодолеть соблазн зла и полюбить добро».

Музыка окружает нас повсюду, привычно и порой незаметно. С детства беспрепятственно, не требуя от нас усилий, входит она в сознание, становится частью нашего существования.

Совсем еще юный ученик некоторое время воспринимает мир только в связи с собой – «моя мама», «моя игрушка», «мой дом». Задача педагога в этот период «напитать ребенка духовно-нравственными впечатлениями, сделать движение его души максимально глубокими и разноплановыми, приобщить к творчеству». Далее, наступает время «практического разума», заимствования взглядов и опыта старших. Именно в это самое время нужно прививать детям вкус ко всему высокому и тонкому в искусствах и «напитать ум духовными образами».

Без преувеличения можно сказать, что огромное значение в педагогике имеет педагогический такт- бережное, чуткое и внимательное отношение к ученику, соединенное с уважением его личности. Незыблемым в глазах ученика должен быть авторитет учителя. Уважение к учителю определяется его личными качествами и педагогическим мастерством. Создавать авторитет нельзя внешними и искусственными способами. Учитель должен уважать своего ученика, не подавлять, а развивать его инициативу, духовно-нравственный потенциал.

Итак, хорошие знания психологии ученика, внимательное изучение индивидуальных и возрастных особенностей,интересов и переживаний помогут преподавателю найти метод и приемы работы, которые обеспечат успех. Хорошим преподавателем можно считать того, кто любит и ценит свою работу, стремиться к совершенствованию педагогического мастерства, умеет критически подходить к своему поведению, кто воспитывает ученика увлеченным музыкой, любящим ее, кто учит маленького музыканта через музыку постигать духовную красоту мироздания и подготавливает к возможности доставлять через музыку радость себе и обществу.

Библиографический список

  1. .Зеньковский В.На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола.-М.:Воскресение,1991.-27 с.
  2. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве.-Л.:Музгиз,1963.- 46 с.
  3. Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей.- СПб.; Знаки,2001.- 190 с.

Категория: Музыка
03.11.2020 16:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!