СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учиться познавать Творца
Одним из видов воспитательной работы в контексте педагогики является обучение, тесно связанное с процессом познания. Преподобный Силуан выделяет три вида знания: чувственное познание, заключающееся в том числе и в телесном зрении, умственное познание и опытное познание Духом Святым. Без последнего невозможно истинное познание Бога, а осуществляется оно только в Православной Церкви. Поэтому наши познания о вере ценны лишь в той мере, в какой они возводят человека к опыту Богообщения. Но реальность, познанная человеком, должна быть и усвоена им: научение Святым Духом, точнее – Господом посредством Святого Духа, ведет к преображению по образу Христа в Его подобие.
Научение в данном случае состоит не только в опытном переживании данных состояний, но и даже в опыте оставления души благодатью, опыте необходимости свободного стремления к добру. Таким образом, христианин обретает знание Христа Духом Святым, овладевает умением жить по образу Христа, по воле Божией, и путем свободного стремления к добру, упражнения в нем даже в момент оставления благодатью, обретает навык жизни по заповедям Божиим, в уподоблении Христу достигая обожения. Целью обучения в педагогике является содействие детям в познании, приводящем к Богообщению, усвоению опыта Церкви. Пределом чисто умственного познания, согласно преподобному Силуану, является вера в то, что Бог существует. Подтверждением является пример многих ученых и философов. Однако это не означает, что ум остается ненужным в процессе познания Бога. Познание осуществляется благодатью, а ум участвует в нем: Духом душа и ум узнают Господа, подобно тому, как это было со святым Симеоном Богоприимцем или святым Иоанном Крестителем, ум познает и присутствие Нетварного Света в душе подвижника, и степень действия благодати. Очень важным моментом в учении преподобного Силуана является следующий: догматическое учение Церкви познается в духовном опыте, а следовательно, может быть постигнуто этим способом и ребенком в меру его возраста и духовного роста. Например, истина грехопадения прародителей приходит по мере осознания личного греха, а истина Воскресения Христова – в воскресении души, в первой победе над грехом.
Таким образом, умственные знания, получаемые в процессе обучения, например в школе, должны возводить ребенка к Богу как Творцу этого мира. Такой метод доступен для православных гимназий, воскресных школ и в преподавании духовно-нравственных предметов. Можно соотнести, например, материал, изучаемый детьми по истории, с соответствующим периодом в библейской или церковной истории и отметить действие Промысла Божия в этих событиях. При соотнесении с естественнонаучными дисциплинами потребуются знания в области апологетики: эволюция и дни творения, антропный принцип в физике и т.п. Православным родителям, дети которых учатся в обычной школе, придется выделять дополнительное время на приготовление уроков, выявляя пробелы в школьном образовании. Например, при изучении азбуки часто замалчивается роль святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в создании славянской письменности. Тогда как это фундаментальный факт, повлиявший на всю историю нашего отечества.
© 2018, Горбенко Екатерина Александровна 110