СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика Афонского старца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет образования вне Церкви

Развитие христианина не оканчивается каким-то определенным возрастом, даже смертью. В настоящем состоянии полноту благодати не может понести наше тело: оно может умереть от преизбытка благодати. Как ни парадоксально, но и телесное развитие не является чем-то обособленным от развития духовного, но напрямую зависит от него: только по всеобщем воскресении христианин обретет и новое состояние своей телесной природы, способное в полноте понести славу обожения. Одной из главных характеристик развития является его иерархичность, подчиненность всех компонентов (физического, психического, социального и т.п.) духовному, при этом не обособленному от других составляющих. Согласуясь с указанием преподобного Силуана о пребывании благодати только в Православной Церкви, следует понимать, что и необходимую «социальную ситуацию» для духовного развития ребенок может обрести только в церковной общине.

Результат воспитания, обучения и развития личности в педагогике называют образованием. Как говорилось выше, в деле обожения человека действием благодати Святого Духа Учителем является Сам Бог, а центральным является образ Христа, без взирания на который невозможно стать поистине воспитанным и «образованным», то есть преображенным человеком. Из этого напрямую следует, что процесс воспитания и обучения не может быть внецерковным, ибо вне Церкви не может быть полноценного действия благодати. В отличие от гуманистической педагогики, которая является антропоцентрической и ориентируется на человека в его нынешнем состоянии падшей природы, православная педагогика, согласно вышеприведенному учению об обожении, является христоцентричной. Она ориентируется на Христа, явившего высоту человеческой природы и полноту ее обожения, а также является церковной и направленной на формирование личности, стремящейся к единению с Богом и внутреннему преображению. В центре образовательных занятий должно стоять Евангелие, как наиболее полно отражающее образ Христов, они должны быть тесно связаны с жизнью церковной общины, подготавливая человека к полноценной жизни в Церкви. Это же касается и семейного воспитания, которое традиционно предполагает чтение Евангелия, совместную молитву и совместное посещение богослужений.

По учению преподобного Силуана основой бытия Церкви является Предание как пребывание Святого Духа в ней, поэтому и Писание Богодухновенно и является одной из форм Предания Церкви, ибо слово Господне говорится и пишется только Духом Святым. Святой Дух действовал в пророках, и они говорили слово Духом Святым, Он учил истинной вере праотцев и патриархов. Тот же Дух дает душе разуметь слова Господни и само Священное Писание. Творения святых отцов и самого преподобного Силуана, не являясь Священным Писанием, все равно пишутся по влечению Духа, поэтому в их словах ощущается сила благодати. Здесь бы хотелось остановиться еще на одном важном моменте учения преподобного Силуана – передаче благодатных состояний. Благодать присутствует не только в Таинствах, передается не только через богослужение. Через слово носителей благодати человек может обрести благодатное духовное состояние, о чем свидетельствует и ученик преподобного Силуана, архимандрит Софроний, переживший этот опыт передачи благодатного состояния от старца через слово Духа. Педагог, родитель является не просто примером жизни для ребенка, но и может передавать ему духовные состояния, которые, к сожалению, не всегда являются благодатными. Отсюда проистекают такие негативные явления, как «семейный грех». Неосторожно брошенное слово, сопряженное с греховным духовным состоянием, может послужить причиной падения другого человека. Наиболее прямой путь передачи благодатных состояний – через участие в богослужении и домашнюю молитву. В домашней молитве мы учимся на образцах, составленных святыми, что не исключает и нашего личного живого обращения к Богу. Однако этот способ трудно применим в преподавании духовно-нравственных предметов в общеобразовательной школе, где воспитание реализуется по направлению от знаний к вере.

На образовательных занятиях и в семейном кругу возможно и необходимо использовать отрывки из Писаний преподобного Силуана. Поэтически-псалмопевческий стиль призван передать духовное состояние старца читателю. Особенно стоит обратить внимание на беседы старца с детьми.

11.08.2018 10:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!