СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Первичное обследование психического развития на предмет РАС".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Особенности детей с РАС:

В сфере социального взаимодействия:

  1. ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой;
  2. ребенок может расстраиваться, когда взрослый пытается включатся в его игры;
  3. может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать вместо того, чтобы позвать маму;
  4. может не проявлять интерес к играм других детей;
  5. ребенок может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми;
  6. часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам;
  7. не улыбается в ответ на улыбку;
  8. не реагирует на свое имя;
  9. может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать себя брать на руки ни родителям, ни другим людям.

В сфере коммуникации:

  1. избегает контакта глаза- в глаза;
  2. автоматически повторяет слова, не обращенные к другим (эхолалии);
  3. использует «управляемую» руку взрослого.

В поведении:

  1. разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров), у наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип» взглядом и не может оторваться;
  2. может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем;
  3. может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо от машинки);
  4. ребенок может часто кружиться вокруг своей оси;
  5. часто многократно взмахивает руками;
  6. расстановка игрушек в ряд, создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается;
  7. может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу;
  8. может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, матрас, шторы; может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами;
  9. часто и подолгу раскачивается, сидя на месте и ничем больше не занимается бесконечно щелкает выключателем, зажигая и гася свет.

В моторики:

  1. хождение на цыпочках;
  2. не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы;
  3. не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями.

Особенности восприятия – обостренная чувствительность:

  1. может не переносить музыку;
  2. может казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители;
  3. может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определённых вещей.

Прежде чем начать коррекционные занятия, учитель-дефектолог определяет индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка на основе диагностики. Дефектологическое сопровождение обеспечивает его включение во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, педагогам.

Обследование ребенка с РАС должно проводиться с учетом выше указанных особенностей его развития. В диагностике мы отмечаем:

1) социальное взаимодействие;

2) сферу коммуникации;

3) поведение;

4) моторики;

5) восприятие – обостренная чувствительность.

Диагностика – важное направление, включает в себя: первичное дефектологическое обследование, промежуточное, итоговое. При проведении обследования изучаю познавательную активность детей, уровень развития основных психических процессов: мышления, воображения, внимания, памяти, восприятия. Исследую, имеет ли ребенок проблемы в коммуникативной деятельности, развита ли игровая деятельность в соответствии с возрастом.

Прежде всего необходимо динамическое наблюдение, установление первичного контакта с ребенком.

В своей работе я использую анкету-опросник для родителей (Аутизм – тест М-CHAT-R). Наблюдаю за детьми в группе. Взаимодействую с психологом, логопедом, и медицинской сестрой.

Перед проведением диагностики заполняю карту развития ребенка:

ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ

Ф.И.О ребёнка_________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Дата рождения_____________

Дата поступления в дошкольное учреждение № 14__________________________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Мать (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Состав семьи, в которой проживает ребёнок ____________________________________________

Левшество в семье _________________________________________________________________

Кем воспитывается ребёнок на момент поступления в дошкольное учреждение (родители, бабушка, дедушка или другие родственники, опекуны)____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Психомоторное развитие ребёнка:

держит головку с_______ месяцев,

сидит самостоятельно с_______ месяцев,

ходит с________

Развитие речи:

гуление с________ месяцев,

первые слова с _________________.

Фразы с ___________________

Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный - любит сам заниматься с игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания) ______________________________________________________________

Страхи ребёнка

(указать какие) _______________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (психиатр, логопед) _____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбудимый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания): быстрая, медленная, требуется неоднократное подкрепление. Проявляет ли ребёнок настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Особенности работоспособности.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общительный, замкнутый. Вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом).

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа. Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в "Карту развития ребёнка". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

В процессе обследования и дальнейшей коррекционной работы специалисты сопровождения должны принимать во внимание трудности понимания речи детьми с РАС (в коллегиальном заключении есть формулировка «Понимает обращенную речь не в полном объеме»). Поэтому, сводим к минимуму комментарии, описания. Наша речевая активность никак не накапливает им пассивный словарный запас. Для них это может быть, как иностранный язык. Следовательно, мы стараемся не создавать вокруг них «белый шум», а используем четкие, емкие (краткие) инструкции.

На основе диагностики строится ИКРМ на каждого ребенка.

30.08.2020 13:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!