Педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег технология обучения

•совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,

•наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимо­обусловленности.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Технология обучения

— это системная категория, структурными составляющими которой являются:

•цели обучения;

•содержание обучения;

•средства педагогического взаимодействия;

•организация учебного процесса;

•ученик, учитель;

•результат деятельности.

Тезаурус

•Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).

•Технология — это искусство, мастерство, умение, совокуп­ность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

•Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология

•совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

•содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

•описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

•продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология

•системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

•системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

•Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

•Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос «Как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом?» Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения

Понятие «педагогическая технология»

может быть представлено в трех аспектах:

•научном - наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения

•процессуально-описательном - определяет системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении;

•процессуально-действенном - направлена на построение реального процесса обучения.

Основные структурные составляющие педагогической технологии:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

•цели обучения — общие и конкретные;

•содержание учебного материала;

в) процессуальная часть — технологический процесс:

•организация учебного процесса;

•методы и формы учебной деятельности школьников;

•методы и формы работы учителя;

•деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

•диагностика учебного процесса.

Основные методологические требования к педагогическим технологиям по Г. К. Селевко:

•Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

•Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

•Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Основные методологические требования к педагогическим технологиям по Г. К. Селевко:

Теоретические характеристики современных педагогических.

•Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

•Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Выбор пед.технологии

•Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

•Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

•По официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран членов ООН со 2-3-го на 92-95-е места.

•Лишь 20— 25% учителей общеобразовательной школы работают на профессионально-творческом уровне. В результате выпускники школ не знают элементарной орфографии и пунктуации, почти не читают художественной литературы, имеют смутные представления о современных концепциях естествознания, не знают мировой географии.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

•По уровню применения выделяются общепедагогические, частно-методические (предметные) шлокальные (модульные) технологии.

•По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентические) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, другие разновидности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

•По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

•По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспростра-ненные технологии нейролингвистического програм-мирования и суггестивные.

Категория: Прочее
15.12.2015 23:06


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас