СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия реализации воспитательного потенциала хореографических занятий с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализируется влияние хореографических занятий на формирование и развитие личности ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается роль хореографического искусства как средства широкого осуществления воспитательных задач в детском танцевальном коллективе. Раскрыта сущность понятия «воспитательный потенциал хореографических занятий», под которым понимается совокупность воспитательных ресурсов, используемых педагогом-хореографом в системе его работы с воспитанниками, способствующих полноценному развитию личности ребенка, его успешной социализации. Авторы описывают педагогический эксперимент, в котором были задействованы 2 группы детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) первого года обучения (по 20 детей в каждой группе). Для успешной реализации воспитательного потенциала хореографических занятий с дошкольниками были созданы соответствующие педагогические условия. Оценка хореографических умений участников эксперимента проводились по специальным критериям, позволяющим определить уровни освоения дополнительной образовательной программы по хореографии. Для оценки уровня подготовки детей были разработаны критерии воспитанности: 1) внешняя культура; 2) отношение к педагогу; 3) отношение к членам коллектива; 4) внутренняя культура; 5) эстетика внешнего вида. Результаты эксперимента показали, что хореографические занятия в системе дополнительного образования при создании выделенных авторами педагогических условий оказывают положительное воздействие на общее развитие детей дошкольного возраста, способствуют развитию их мотивационно-эмоциальной сферы, мышления, творческих способностей и личностному росту. В статье рассматриваются возможности создания педагогических условий для оптимальной реализации воспитательного потенциала хореографических занятий с дошкольниками; разработан механизм проведения мониторинга уровня воспитанности детей в условиях работы детской хореографической студии. Ключевые слова: хореографическое искусство, воспитательный потенциал хореографических занятий, дополнительная образовательная программа хореографической студии, мониторинг воспитанности детей Для цитирования: Иванова, Е. К. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала хореографических занятий с дошкольниками / Е. К. Иванова, И. А. Чемерилова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – № 1 (41). – С. 145–150. О влиянии хореографических занятий на формирование и развитие личности ребенка писали многие выдающиеся ученые и деятели искусства (Л. С. Выготский, О. А. Апраксина, Е. А. Флерина, Ф. В. Лопухов, Ю. А. Бахрушин, В. М. Красовская и др.). Особую значимость становление хореографических умений приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) Педагогические условия реализации воспитательного потенциала хореографических занятий с дошкольниками Анализ научной литературы о влиянии хореографических занятий на развитие ребенка показал, что занятия танцами оказывают ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей дошкольного возраста: ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, учится понимать и создавать прекрасное, у него формируется образное мышление, фантазия, пластика движений (Т. В. Пуртова [7]); танец выступает как средство физического развития (Л. Н. Эйдельман [12]), эстетического воспитания и обучения детей (Н. М. Стукаленко, А. Г. Исмагулова [9], Е. Б. Юнусова [13]), способствует формированию нравственных позиций детей и развитию интеллектуальных способностей (М. С. Боголюбская [2], О. А. Рындина [8], Е. Н.Фокина [10]). В танце ребенок учится слушать и воспринимать музыку, передавать в движении чувства, эмоциональные состояния, создавать пластические образы. Взаимодействие дошкольников в детском танцевальном коллективе развиваетмотивационно-эмоциональную сферу, формирует у них навыки общения, умение понимать партнера, работать в команде, воспитывает дисциплинированность, аккуратность, прививает чувства взаимовыручки и ответственности. Таким образом, можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач в детском танцевальном коллективе. Актуальные проблемы решения воспитательных задач в процессе хореографических занятий с детьми в системе дополнительного образования рассматривались в работах А. Б. Баранова [1], В. Л. Зайкиной [5], И. Н. Ерошенкова[4], З. А. Каргиной [6] и др., методические основы работы педагога дополнительного образования, в том числе хореографа, раскрыты в трудах И. Э. Бриске [3], Т. В. Пуртовой [7], И. И. Фришмана [11] и др. Поскольку система хореографических занятий с дошкольниками наилучшим образом организована в учреждениях дополнительного образования, важно подчеркнуть, что, по мнению ученых, дополнительное образование дошкольников является особым, личностно ориентированным пространством, способствующим расширению культурного, развитию творческих способностей и самореализации личности (А. Г. Асмолов, А. Я. Журкина, Н. А. Каргапольцева, М. Б. Коваль и др.). Под воспитательным потенциалом хореографических занятий с дошкольниками мы понимаем совокупность воспитательных ресурсов, используемых педагогом-хореографом в системе его работы с воспитанниками, способствующих полноценному развитию личности ребенка, его успешной социализации. В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой воспитательный потенциал хореографических занятий с дошкольниками в системе дополнительного образования значительно повысится, если будут созданы следующие педагогические условия:  разработка дополнительной образовательной программы с учетом потребностей и возрастных особенностей детей, запросов родителей, актуальных воспитательных задач;  создание эмоционально благополучной атмосферы в танцевальной группе;  осуществление мониторинга развития уровня воспитанности детей, учет его результатов в дальнейшей работе. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе МБОУ ДОД «Центр развития творчества де- тей и юношества» им. А. И. Андрианова (Чу-вашская Республика, г. Новочебоксарск), в котором с сентября 2010 г. успешно работает хореографическая студия «Империя танца». По программе «Империя танца KIDS» дети занимаются с 4–5 лет. Срок обучения – четыре года. Целью программы является создание условий для развития творческой личности ребенка через познание естественной природы движения в хореографии; содержание разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области. Внедрение в содержание программы элементов. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала хореографических занятий с дошкольниками психохореографии на занятиях, индивидуальных и интегрированных форм занятий, интегрированных уроков с элементами импровизации является отличительной чертой данной программы. В репетиционно-постановочные занятия педагоги включают определенное количество разделов программы, самостоятельно структурируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики. На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников реализуются через игровые технологии. Роль игр на втором, третьем и четвертом годах обучения видоизменяется в зависимости от возраста, характера, способностей детей и хореографической подготовки. Особенностью второго года обучения является включение в программу уроков музыки и ритмики, «Фэнтэзи данс» с элементами импровизации. Основные часы занятий третьего и четвертого годов обучения занимает постановочная деятельность. В программу вводится новая форма постановок – работа над танцами малых форм и социальными номерами. В эксперименте были задействованы 2 группы детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)первого года обучения (по 20 детей в каждой группе). На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностическое обследование детей обеих групп с помощью наблюдения, анкетирования родителей и педагогов, методик «Лесенка»,«Фантастический выбор», экспертной оценки. С целью осуществления мониторинга уровня воспитанности детей – участников танцевальной группы была разработана Диагностическая карта воспитанности детей, предназначенная для выявления уровня развития их творческих способностей и личностного роста. Для оценивания уровня хореографических умений использовались следующие критерии: точность выполнения танцевальных движений, умение сразу повторить их после показа педагога; эмоционально-выразительное исполнение; наличие творческого воображения, умение импровизировать; пластика движений. В соответствии с этими критериями мы определили уровни освоения дополнительной образовательной программы. 1 уровень – ребенок с трудом повторяет танцевальные движения после показа педагога, движения неточные, хотя присутствует желание воспроизводить движения так же хорошо; навыков выразительности нет, пластика движений отсутствует. 2 уровень – ребенок выполняет танцевальные движения достаточно точно, хорошо, владеет навыками эмоционально-выразительного исполнения, движения пластичны, но способность к импровизации развита недостаточно. 3 уровень – ребенок сразу может повторить танцевальные движения после показа педагога, имеет творческое воображение, навыки актерской выразительности, импровизирует, танцевальные движения эмоционально окрашены, хорошо развита пластика. Профессиональные успехи детей (уровень освоения программы) были оценены педагогами-хореографами. Полученные баллы позволили распределить участников группы по трем уровням. Дети, набравшие по показателю «эстетика танцевальных движений» 4–7 баллов, были отнесены к низкому уровню; 8–11 баллов – к среднему, 12 баллов – к высокому. Так как воспитанники обеих групп к моменту обследования занимались танцами только три месяца, преобладающим стал низкий уровень в обеих группах. Для заполнения Диагностической карты были разработаны и другие параметры, определенные нами как критерии воспитанности детей, в качестве которых выбраны следующие: 1) внешняя культура (показатели критерия: общительность, поведение, аккуратность,дисциплинированность); 2) отношение к педагогу (показатели:уважительность, вежливость, правильное восприятие критических замечаний педагога); 3) отношение к членам коллектива (показатели: коллективная ответственность, умение сотрудничать, желание положительно оценивать работу товарищей); 4) внутренняя культура (показатели: проявление таких нравственных качеств, как чуткость, отзывчивость, доброта, старание); 5) эстетика внешнего вида (показатели:опрятность, подтянутость, чистоплотность). По результатам обследования была заполнена Диагностическая карта воспитанности для детей обеих групп. В результате каждый участник группы набрал некоторое количество баллов,определенное как среднее арифметическое из суммы всех выставленных баллов. Показатели воспитанников на констатирующем этапе эксперимента не имели существенных различий.В процессе формирующего эксперимента мы сосредоточили свое внимание не только на хореографических достижениях детей, но и на их воспитании и развитии. Вся воспитательная работа в экспериментальной группе была направлена на решение трех основных проблем: 1) создание в группе благоприятного эмоционального климата с помощью специальных приемов; 2) сплочение детского коллектива, формирование у детей чувства коллективной ответственности, желания помогать и поддерживать друг друга; 3) эмоциональное, эстетическое и нравственное развитие воспитанников на занятиях хореографией. Для создания в группе положительного эмоционального климата, а также снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников использовали: 1) игру «Волшебный стул»; 2) игру «Морская фигура, замри»; 3) воспитательные приемы: «сюрприз», «зайки идут в гости», «подражание». Вторая проблема решалась проведением мероприятий, сплачивающих детский коллектив: совместные прогулки, поездки, подготовка к творческим концертам, обсуждения выступлений других коллективов, коллективная рефлексия после проведенных занятий. С целью эстетического, эмоционального,нравственного развития детей мы использовали потенциал хореографических занятий, обращая внимание на развитие эмоциональной выразительности, пластики движения, умения чувствовать музыку, артистических способностей. Во время бесед, предусмотренных программой, мы с детьми обсуждали нравственные темы. Для этого был специально подобран дидактический материал, содержащий тексты миниатюр-зарисовок на темы добра, справедливости, красоты, вежливости, чуткости, мужества, стыда и др. Мы привлекали воспитанников к обсуждению этих миниатюр, высказыванию своего мнения, стимулируя к осознанию нравственных категорий и готовности соблюдать их в жизни. Для развития субъектной позиции ребенка использовалась известная методика Н. Е. Щурковой «Три вопроса». Для сравнительного анализа результатов исследования мы провели контрольный эксперимент. Он осуществлялся в основном по методике констатирующего этапа экспериментальной работы. По результатам первого контрольного среза, который выявил результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы, в контрольной и экспериментальной группах не были выявлены существенные различия. Воспитанники обеих групп показали довольно хорошие результаты. В каждой группе результаты улучшились: появились дети, показавшие высокий уровень освоения дополнительной образовательной программы (небольшой процент); увеличилось количество детей, освоивших программу на среднем уровне. Другая картина наблюдалась при сравнении показателей уровня воспитанности детей контрольной и экспериментальной групп. Как мы и предполагали, уровень воспитанности детей экспериментальной группы оказался намного выше. Этот вывод был сделан на основе разработанных критериев, с опорой на такие методы, как наблюдение, опрос родителей, самих детей, анкетирование, а также математическую обработку полученных данных. Экспериментальная группа детей по количеству набранных баллов значительно опередила контрольную.Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что хореографические занятия с дошкольниками при создании выделенных нами педагогических условий способствуют формированию мотивации к творческой деятельности, адекватной самооценки и их личностному росту. Итак, гипотеза исследования возможности повышения воспитательного потенциала занятий хореографией с дошкольниками в системе дополнительного образования детей подтвердилась. 1. Баранов, А. Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцам / А. Б. Баранов // Дополнительное образование. – 2005. – № 10. – С. 54–56. 2. Боголюбская, М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравствен- ного воспитания: учеб.-метод. пособие / М. С. Боголюбская. – Москва: ВНМЦ НТ и КПР, 1986. – 92 с. 3. Бриске, И. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллек- тиве: учеб. пособие / И. Э. Бриске; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Изд. 2-е, перераб. доп. – Челя- бинск, 2013. – 180 с. 4. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И. Н. Ерошен- ков. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 221 с. 5. Зайкина, В. Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей / В. Л. Зайкина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – № 1. – С. 48. 6. Каргина, З. А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. – № 9. – С. 14–18. 7. Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать: учеб. пособие / Т. В. Пуртова, А. Н. Белякова, О. В. Кветная. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 256 с. 8. Рындина, О. А. Хореография как средство интеллектуально-эстетического развития ребенка / О. А. Рындина // Проблемы педагогического образования. Вып. 12.: сб. науч. ст. / под ред. В. А. Сла- стенина, Е. А. Левановой. – Москва: МПГУ – МОСПИ, 2003. – С. 103–107. 9. Стукаленко, Н. М. Исследование возможностей хореографии в эстетическом воспитании дошкольни- ков / Н. М. Стукаленко, А. Г. Исмагулова // Международный журнал экспериментального образова- ния. – 2014. – № 8. – С. 81–82. 10. Фокина, Е. Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития лич- ности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. Н. Фокина. – Тюмень, 2002. – 23 с. 11.Фришман, И. И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие / И. И. Фришман. – Москва: Академия, 2004. – 160 с. 12. Эйдельман, Л. Н. Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников / Л. Н. Эйдельман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 109. – С. 140–143. 13. Юнусова, Е. Б. Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошко- льного возраста / Е. Б. Юнусова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы между- нар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Уфа: Лето, 2011. – С. 62–64. Получено 12.11.2014

Категория: Внеурочка
05.03.2018 22:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!