СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Первоклассная газета» - один из способов работы с текстом при формировании УУД у учеников начальной школы.
Каждый учитель начальных классов знает, что работа с новым “набором учеников” начинается с чистого листа. В школу дети проходят все читающими (в разной степени), но желания читать нет, дети читают, потому, что так надо, и задают домой.
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции ФГОС становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Результаты обучения ребенка зависят от сформированности УУД.
Новый образовательный стандарт предусматривает создание условий для этого через две междисциплинарные программы в начальной школе - «Чтение. Работа с текстом», а в основном звене «Основа смыслового чтения и работа с текстом. Работа с информацией».
Какой же механизм, инструмент дать учителю в помощь?
Наша начальная школа на протяжении нескольких лет принимает участие в Международном дистанционном интеллектуальном проекте «ЭМУ — Эрудит Марафон учащихся», организованным Центром Развития Молодежи г. Екатеринбурга.
Разработчики данных программ предлагают не только материалы мониторинговых заданий с полным анализом результатов по метапредметным навыкам, но и как инструмент развития читательской грамотности наряду с другими интеллектуальными продуктами для учеников начальных классов «Первоклассную газету».
На примере «Первоклассной газеты» я расскажу о приемах работы, способствующих развитию осознанного, смыслового чтения в начальной школе.
Принцип газеты таков: «Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь!»
«Первоклассная газета» - это еженедельный листок, который раздаётся всем ученикам во время или после урока.
Одна подписка содержит 30 тематических выпусков, рассчитанных на весь учебный год. Каждый номер представляет собой 4 страницы. В содержании информационные блоки с картинками и 5 заданий на работу с информацией на последней странице, которые направлены на формирование разных аспектов читательской компетентности.
Есть задания на нахождение информации, на интерпретацию, на интеграцию, на оценку и применение информации. Структурное построение заданий соответствует программе «Чтения и работы с текстом». В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики: «Общество», «Краеведение», «Современная наука», «Страноведение», «Спорт», «Здоровье», «Бизнес», «Экология», «Домашние животные» и др.
На родительском собрании родители были заинтересованы газетой, они узнали цели, познакомились с несколькими выпусками номеров и решили, что детям необходимо оформить подписку на данное издание.В классе был выбран «День Первоклассной газеты» - это вторник, в этот день проводится занятие по текущему выпуску и выдаётся очередной номер.
Работа с газетой предусматривает два вида - это аудиторное занятие или самостоятельное чтение дома, но с последующим анализом содержания заданий в классе. Подписка собрана так, что чередуются сложные и простые номера и рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах. Как рекомендуют авторы, желательно выдавать номера по порядку.
Газеты у детей хранятся дома в файловых папках, скапливаются в семье и коллекционируются детьми.
На занятиях выступают только те дети, которые этого хотят. Правильность выполнения работ не оценивается, не ставятся отметки – чтение “Первоклассной газеты” должно доставлять учащимся только положительные эмоции.
Я расскажу о занятии, которое можно проводить во внеурочной деятельности (на кружке).
Структура занятия включает в себя: введение, разминку, чтение текста, работу с текстом, закрепление материала, работу с заданиями по тексту, рефлексию, домашнее задание.
I. ВВЕДЕНИЕ
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
Рассмотрите обложку, тема номера «Вредные привычки», рубрика - «Здоровье».
Номера газет сопровождают сказочные персонажи страны Австралии.
Доктор Коала утверждает: «Оказывается, люди привыкают не только к хорошим вещам...». Эта фраза является мостиком к следующему этапу работы, ее можно использовать в качестве гипотезы.
II. РАЗМИНКА
Для разминки предлагается использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей.
Начать с упражнения «Ассоциации и предположения», направленные на целеполагание.
Предлагается ответить вопросы:
* Следующее упражнение - «Трудные слова»
На доске трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении и смысле слов или выражений, подбираются синонимы.
(На доске слово ПРИВЫЧКА. Толкование слова и синонимы из словарей).
-Что же мы узнали на примере Андрея?
-А только ли у человека есть полезные привычки?
Дети работают со схемой, узнают, что вредные привычки бывают опасные для жизни, губительны для здоровья, к ним относятся и дурные манеры, а так же должны быть способы борьбы с вредными привычками.
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:
* Работа в мини-группах. Дети в группах читают определённый раздел газеты, после прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: рисунком, знаком, символом, правилом, сценкой, стихотворением, танцем и т. д. по заданной теме.
Я предлагаю вам разделиться на группы, получить название блока и в творческой форме «рассказать» какую информацию вы получили, читая свой блок.
IV. В РАБОТЕ С ТЕКСТОМ предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
Дискуссия (отстаивание противоположных точек зрения) и ролевая игра «Суд».
В соответствии с тематикой номера выбирается «подсудимый». Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. «Прокурор» — сторона обвинения, «адвокат» - защита, а свидетелями могут быть ученики класса, поддерживающие разные точки зрения. Каждый из них приводит факты, доказывая их.Еще один вид работы — это викторина «Блиц - турнир», а проведёт ее сам доктор Коала.
V. ЭТАП РАБОТЫ С ЗАДАНИЯМИ может проходить как в классе, так и дома.
Задания направлены на интерпретацию, на интеграцию, на оценку и применение информации, на нахождение информации.
Я не буду останавливаться на видах заданий, попробуйте их определить самостоятельно.
При работе с некоторыми заданиями необходимо ответы доказывать словами текста, которые выделяются цветным маркером.
На этапе VI. РЕФЛЕКСИИ
* Можно предложить детям определить самые интересные и самые трудные задания или фрагмент газеты.
«Изменить типа текста» - представить тематику определённого раздела номера в форме:
. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДАННОГО НОМЕРА
-Найти материал с рецептами, рекомендациями избавления от вредных привычек.
Номера газеты можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.Еще один вид работы с газетой - «Читающий ресторан», с целью диагностики темпа чтения учащихся. Это ролевая игра для детей и родителей.
Материалы газеты подойдут при проведении Квест — игры в летнем лагере досуга и отдыха (на площадке).
При работе с газетой необходимо выполнять ряд условий:
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ отдавать ребёнку или его родителям сразу всю годовую подписку, т. к. ребёнок проявит любопытство, полистает подписку и наиграется с газетой в первый же день.
Т. о. можно сделать вывод, что пособие «Первоклассная газета» оказывает заметное позитивное влияние на развитие читательских умений учащихся. Дети, регулярно работающие с «Первоклассной газетой», чаще демонстрируют положительную динамику по формированию УУД.
© 2015, Егорова Альбина Николаевна 734