СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Первоклассная газета" как инструмент работы с текстом при формировании УУД у ученика начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Первоклассная газета» - один из способов  работы с текстом при формировании УУД у учеников начальной школы.

  • Здравствуйте, уважаемые коллеги!
  • Я бы хотела сегодня поделиться с вами как можно «Первоклассную газету» использовать в качестве инструмента работы с текстом.

   Каждый учитель начальных классов знает, что работа с новым “набором учеников” начинается с чистого листа. В школу дети проходят  все читающими (в разной степени), но желания читать нет, дети читают, потому, что так надо, и задают домой.

       В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции ФГОС становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Результаты обучения ребенка зависят от сформированности УУД.

     Новый образовательный стандарт предусматривает создание условий для этого через две междисциплинарные программы в начальной школе - «Чтение. Работа с текстом», а в основном звене «Основа смыслового чтения и работа с текстом. Работа с информацией».

     Какой же механизм, инструмент дать учителю в помощь? 

      Наша начальная школа на протяжении нескольких лет принимает участие в Международном дистанционном интеллектуальном проекте «ЭМУ — Эрудит Марафон учащихся», организованным Центром Развития Молодежи г. Екатеринбурга.

      Разработчики данных программ предлагают не только материалы мониторинговых заданий с полным анализом результатов по метапредметным навыкам, но и как инструмент развития читательской грамотности наряду с другими интеллектуальными продуктами для  учеников начальных классов «Первоклассную газету».

       На примере «Первоклассной газеты» я расскажу о приемах работы, способствующих развитию осознанного, смыслового чтения в начальной школе.

       Принцип газеты таков: «Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь!»

 «Первоклассная газета» - это еженедельный листок, который раздаётся всем ученикам во время или после урока.

     Одна  подписка содержит 30 тематических выпусков, рассчитанных на весь учебный год. Каждый номер представляет собой 4 страницы. В содержании информационные блоки с картинками и 5 заданий на работу с информацией на последней странице, которые направлены на формирование разных аспектов читательской компетентности.

     Есть задания на нахождение информации, на интерпретацию, на интеграцию, на оценку и применение информации. Структурное построение заданий соответствует программе «Чтения и работы с текстом». В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики: «Общество», «Краеведение», «Современная наука», «Страноведение», «Спорт», «Здоровье», «Бизнес», «Экология», «Домашние животные» и др.

  На родительском собрании родители были заинтересованы газетой, они узнали цели, познакомились с несколькими выпусками номеров и решили, что детям необходимо оформить подписку на данное издание.В классе был выбран «День Первоклассной газеты» - это вторник, в этот день проводится занятие по текущему выпуску и выдаётся очередной номер.

 Работа с газетой предусматривает два вида  - это аудиторное занятие или самостоятельное чтение дома, но с последующим анализом содержания заданий в классе. Подписка собрана так, что чередуются сложные и простые номера и рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах. Как рекомендуют авторы, желательно выдавать номера по порядку.

      Газеты у детей хранятся дома в файловых папках, скапливаются в семье и коллекционируются детьми.

      На занятиях выступают только те дети, которые этого хотят. Правильность выполнения работ не оценивается, не ставятся отметки – чтение “Первоклассной газеты” должно доставлять учащимся только положительные эмоции.

     Я расскажу о занятии, которое можно проводить во внеурочной деятельности (на кружке).

      

       Структура занятия включает в себя: введение, разминку, чтение текста, работу с текстом, закрепление материала, работу с заданиями по тексту, рефлексию, домашнее задание.

 I.  ВВЕДЕНИЕ

     Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.

    Рассмотрите обложку, тема номера «Вредные привычки», рубрика - «Здоровье».

  Номера газет сопровождают сказочные персонажи страны Австралии.

       Доктор Коала утверждает: «Оказывается, люди привыкают не только к хорошим вещам...». Эта фраза является мостиком к следующему этапу работы, ее можно использовать в качестве гипотезы.

 II.  РАЗМИНКА

Для разминки предлагается использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей.

 

 Начать с упражнения «Ассоциации и предположения», направленные на целеполагание.

Предлагается ответить  вопросы:

  • С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?
  • Что, по вашему мнению, написано в этом номере?
  • Где можно найти информацию по этой теме?
  • Почему данная тема важна?
  • В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?
  • Чему мы научимся, прочитав данный номер?

* Следующее упражнение - «Трудные слова»

На доске трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении и смысле слов или выражений, подбираются синонимы.

(На доске слово ПРИВЫЧКА. Толкование слова и синонимы из словарей).

  • Как же нам объясняют это понятие авторы газеты мы найдем в 1 блоке).
  • . ПЕРЕХОДИМ К первичному ЧТЕНИЮ ТЕКСТА.

  -Что же мы узнали на примере Андрея?

 -А только ли у человека есть полезные привычки?

  Дети работают со схемой, узнают, что вредные привычки бывают опасные для жизни, губительны для здоровья, к ним относятся и дурные манеры, а так же должны быть способы борьбы с вредными привычками.

  Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:

  • Индивидуально - дети читают текст газеты самостоятельно, про себя или «жужжащим чтением», на «Пятиминутках» уроках чтения.
  • Чтение по цепочке — предложениями, абзацами.

 

 * Работа в мини-группах. Дети в группах читают определённый раздел газеты, после прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: рисунком, знаком, символом, правилом, сценкой, стихотворением, танцем и т. д. по заданной теме.

        Я предлагаю вам разделиться на группы, получить название блока и  в творческой форме «рассказать» какую информацию вы получили, читая свой блок.

 IV. В РАБОТЕ С ТЕКСТОМ   предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.

    Дискуссия (отстаивание противоположных точек зрения) и ролевая игра «Суд».

      В соответствии с тематикой номера выбирается «подсудимый». Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. «Прокурор» — сторона обвинения, «адвокат» - защита, а свидетелями могут быть ученики класса, поддерживающие разные точки зрения. Каждый из них приводит факты, доказывая их.Еще один вид работы — это викторина «Блиц - турнир», а проведёт ее сам доктор Коала.

V. ЭТАП РАБОТЫ С ЗАДАНИЯМИ  может проходить как в классе, так и дома.

Задания направлены на интерпретацию, на интеграцию, на оценку и применение информации, на нахождение информации.

Я не буду останавливаться на видах заданий, попробуйте их определить самостоятельно.

     При работе с некоторыми заданиями необходимо ответы доказывать словами текста, которые выделяются цветным маркером.

На этапе VI.  РЕФЛЕКСИИ

    * Можно предложить детям определить самые интересные и самые трудные задания или фрагмент газеты.

     «Изменить типа текста» - представить тематику определённого раздела номера в форме:

  • Рекламы;
  • Объявления;
  • Дневника.
  • Синквейна.         

 . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДАННОГО НОМЕРА

   -Найти материал с рецептами, рекомендациями избавления от вредных привычек.

 Номера газеты можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.Еще один вид работы с газетой - «Читающий ресторан», с целью диагностики темпа чтения учащихся. Это ролевая игра для детей и родителей.

 Материалы газеты подойдут при проведении Квест — игры в летнем лагере досуга и отдыха (на площадке).

При работе с газетой необходимо выполнять ряд условий:

  1.    Обсуждать с учащимися, что нового они узнали из газеты.
  2. Необходимо хвалить детей, выполнивших задания.
  3.    Объяснять сложные задания.
  4.   Если есть лишняя подписка, то её можно разместить на стенде  уголка класса.
  5.   Необходимо регулярно заниматься данной работой.

     НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ отдавать ребёнку или его родителям сразу всю годовую подписку, т. к. ребёнок проявит любопытство, полистает подписку и наиграется с газетой в первый же день.

  Т. о. можно сделать вывод, что пособие «Первоклассная газета» оказывает заметное позитивное влияние на развитие читательских умений учащихся. Дети, регулярно работающие с «Первоклассной газетой», чаще демонстрируют положительную динамику по формированию УУД.

04.02.2015 16:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!