СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письмо Учителя (продлжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

…». Когда я читала случайно сохранившийся эпизод собственного письма, почему-то передо мной возникла картина недавнего прошлого, казалось бы, никоим образом не связанная с прочитанным. … Теплый и свежий цветущий июнь. В старом здании Милютинского интерната мы проверяем «медальные» работы. Передо мной милые женские лица, которые оставили в моей жизни удивительный чистый и теплый свет. Учителя русского языка нашего района Агуреева Нина Михайловна, Адасюк Нина Михайловна, Бурейко Валентина Ивановна, Волобуева Светлана Ивановна, Жук Любовь Романовна, Икрянникова Нина Захаровна, Калинина Антонина Ивановна Лебединская Антонина Максимовна, Левонюк Валентина Семеновна, Рыбалкина Зоя Андреевна, Ясиновская Тамара Алексеевна, Яценко Надежда Ивановна… Каждое из этих имен – настоящая эпоха родного села, хутора, всего района. Каждое из этих имен - знак. Это наша общая и индивидуальная История. Наша Молодость… Счастье! Это Судьба сотен людей. Все, кто знал их, подтвердят мои слова. Эти люди - настоящие звезды. Эти люди - великолепная плеяда ясных и ярких горячих звездочек народного образования Милютинского района! Эти люди – настоящая элита нации. Которые, кстати, никогда себя так не называли, в отличие от трескучих воплей о собственной « элитности» современных владельцев «заводов, газет, пароходов». …. Учителя русского языка. Не было, нет, и не будет в образовании работы, тяжелее их труда. Простите меня, остальные коллеги, но дорогие мне учителя–словесники – это настоящие милые пчелки, работающие настойчиво, усердно, неустанно, беззаветно и кропотливо. Именно они были основой всего народного образования, они были его гордостью, опорой, его будущим! Поверьте: так и было. … Папа научил меня уважению к людям села, умению работать и брать на себя ответственность. Мама – терпению, стремлению понять каждого и желанию помочь ему, искреннему интересу к проблемам молодежи. Семья одарила любовью к книге. Ростовский государственный университет дал хорошее классическое образования. А глубоко почитаемые мною учителя русского языка 70 - 80 годов, которых я с гордостью имею честь называть коллегами, помогали мне стать учителем, которым мечталось: таким, как они. Звездное племя советских учителей нашего района стало для меня образцом истинной учительской интеллигенции и внутренне, и внешне. Никогда не забуду, с каким удовольствием я рассматривала их прически и наряды, привлекавшие внимание простотой и строгой продуманностью каждого элемента. До сих пор для меня образцом женской прически является сочетание народных казачьих идеалов с современными линиями укладки волос Нины Михайловны Адасюк. До сих пор я учусь одеваться так, чтобы потом, лет через 40, кто-то сказал бы обо мне так же уважительно и мечтательно, как один взрослый, красивый, богатый бывший ученик Нины Михайловны Агуреевой: « Никогда не забуду, какая она была строгая и чистенькая в своей белой-белой кофточке…». Разве забудешь женственность и элегантность нарядов Антонины Максимовны Лебединской, скромность и строгость Светланы Ивановны Волобуевой, изящество Нины Захаровны Икрянниковой, достоинство и красоту Валентины Семеновны Левонюк и Антонины Ивановны Калининой, женственную стать Надежды Ивановны Яценко…. Далеко бедненьким синюшным «моделям», одетым по цене металлургического завода, до истинной женственности и степной красоты милых моих сельских учительниц с их зарплатой в сто рублей! Небольшой зарплатой - но такой же, как и у всех учителей Союза! Без всякого « стимулирующего фонда», вносящего в коллективы, как это ни грустно, только зависть и вражду…. И работали эти женщины, когда проверяли медальные, конкурсные, олимпийские работы неделями, бесплатно, с 9 до 21. Конечно, это плохо. Но вряд ли лучше сегодняшняя награда в сто рублей из «стимулирующего» фонда за два года бесплатных еженедельных консультаций по вопросам ЕГЭ и качество сдачи этого самого ЕГЭ выше областного… Эти учителя были действительно равны. Но далеко не одинаковы! Каждая из них – личность, говорить о своеобразии которой я могу много и долго. И не было среди них угодничества и лести ради будущих премий и финансовых стимулов. Были споры и ссоры, но ради дела. И не таили они зла, обиды ни друг на друга, ни на начальство. Прямо выговаривали руководству свои претензии, даже не предполагая какой-нибудь мести. И уже на следующий день оживленно обсуждали с вчерашним противником очередную проделку какого-нибудь общешкольного «чуда». И никто не думал бежать с жалобой ни в райком, ни в прокуратуру. Внутренние дела решал разве только месткомом. И лучшим был не тот учитель, у кого больше времени, чтобы «нарыть» в Интернете какой-нибудь «прием активизации познавательной деятельности» и выдать за собственный, якобы продемонстрировав модные « креативность» и « творческий потенциал»…. Лучшим был тот, кто просто целиком отдавал себя детям. Лучшим был тот, кто обладал высочайшим уровнем нравственности! А это для деревни главное. У нас не скроешь ущербинки ни в зубах, ни в душе…. Лучшим был тот, кто смог научить ребенка так, что потом, через десятки лет, позвонил как-то мне один из них, в звании полковника, запальчиво спросил об орфографии какого-то слова, и, ответив, я услышала в трубку, как он кричал кому-то из коллег: « Ну что?! Спорили они со мной! Да я у Тамары Алексеевны Ясиновской учился!» Лучшим был тот, к кому за советом шло все село, и получало и совет, и поддержку, и, если надо, – защиту. Лучшим был лучший для детей и людей, бескорыстный труженик и истинный интеллигент. Такими и были мои милые учителя русского языка и литературы, теплые звездочки Милютинского района конца прошлого века… В людях, о которых я говорю, было одно качество, которое вызывает серьёзную озабоченность в современном мире. Не имея компьютерных технологий, все они были высокообразованными людьми! Мне кажется, лучшее, что оставалось в России от социализма – именно образованность его учителей. Наш район может гордиться: в то время Милютинские учителя были в первой пятерке по этому показателю. Никогда не забуду, как, совсем юной, была я первый раз в жизни на совещании в Ростове, в «институте усовершенствования учителей» ( так смешно тогда назывался ИПК). Только представьте мое состояние… Вокруг меня собрались «львы и львицы» из всех школ области! Передо мной выступала наш ростовский «маршал Жуков» от образования по своему влиянию, жёсткой воле, силе интеллекта и уважению к ней всех русистов области - сама В.Я. Рыбникова! В общем, для меня это было покруче, нежели я сейчас бы очутилась на заседании ООН… И вот сижу я тихохонько, чтоб никто меня, упаси Бог, и не заметил, среди грозного, практически сталинского, разноса Валентиной Яковлевной всех наших «львов», и летят от них клочья потрепанной шерсти…. И слышу я вдруг грозное: « Кто из Милютки?!». Пришел мой черед…. Встаю. Через всю свою жизнь я пронесла воспоминания о том, каким теплым взглядом посмотрела наша грозная Рыбникова на перепуганную девчонку, как ласково зазвенел ее голос, когда она начала рассказывать о своем посещении нашего района. Она говорила об учителях русского языка Селивановской средней школы Лебединской А.М. и Волобуевой С.И. Говорила с огромным уважением, я бы сказала даже, с «преклонением». Она рассказывала нам о них как образце высокого интеллекта и прекрасной русской речи, истинно народной культуры и красоты, доброжелательности и коммуникабельности, ответственности и любви к Слову и Делу. И завершила Валентина Яковлевна словами, которые были тогда для каждого учителя дороже всех современных денежных стимулов. Она сказала, что впервые за долгие годы в далекой-далекой станице, названия которой она и не слышала раньше, встретила, наконец, идеал истинной, чеховской, российской интеллигентности… Через несколько лет я убедилась в ее абсолютной и полной правоте. Сельские учителя научили меня основам понятия УЧИТЕЛЬ. Помню, как улыбнулась Нина Михайловна Агуреева в ответ на мое отчаяние по поводу 15 ошибок в диктанте пятиклассника, как сказала мне путеводную на всю жизнь фразу: « Выпишется!». И действительно: выписывались! При условии спокойной, планомерной, ежедневной работы по классической методике: « объяснил, закрепил, спросил, поработал над ошибками», без обречения на заклание в виде постоянных двоек и второгодничества. Она дала мне рецепт, простой, как все гениальное. Всего-навсего: работай с каждым, терпи каждого, жалей каждого. Помню, как, наполненная до краев университетскими знаниями, я безжалостно «рубила» при проверке « медальных» работ их авторов-медалистов. И помню Тамару Алексеевну Ясиновскую, Валентину Ивановну Левонюк, Нину Михайловну Адасюк, которые, чтобы спасти от меня очередного выпускника, переворачивали кучу справочников, учебников, учёных трудов - и доказывали, что избранное претендентом на медаль написание возможно! И я поняла, что не «грузить» бедного ученика своим багажом знаний я должна, а помогать ему в его поиске собственных путей нахождения, добычи этих знаний. Не было тогда современных «УУД», но мои звездочки работали именно так: показывали путь для самопознания, самореализации, самоустановки, самокоррекции. Не было и этих терминов – но работали герои моей статьи, оказывается, хотя и без компьютеров, но по новейшим технологиям. А уж что ориентировано было наше образование на личность – это безусловно. Вот только личность формировали не эгоцентричную, а всестороннюю…
Категория: Русский язык
20.08.2016 03:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!