СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект рабочего урока-презентации Тема: «Образы природы в творчестве музыкантов» («Пейзаж в музыке»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

городского округа Тольятти

 

 

План-конспект

              рабочего урока-презентации

Тема: «Образы природы в творчестве      музыкантов» («Пейзаж в музыке»)

 

 

Класс: 5

Предмет: музыка

Урок разработала: учитель музыки

Коровякова Наталья Петровна

 

 

2009 – 20010 учебный год

 

Цели:

Образовательные:

  • познакомить с пейзажем в музыке: «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковского;
  • учить различать и характеризовать стороны музыки: темп, звуковедение, динамика, характер.

Развивающие:

  • развивать внимательное слушание музыки;
  • развивать песенность;
  • развивать память, внимание, мышление.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь и уважение к музыке, как к виду искусства, к пению.

 

Тип урока: объяснение нового материала.

 

Методы: словесные, наглядные, практические.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация урока в Power Point? аудиозапись музыкального произведения, аудио – записи музыки для пения, учебник «Музыка» 5 класс. В.В. Алеев. Издательство «Дрофа», 2008 г.,фонохрестоматия «Музыка» 5 класс. В.В. Влеев.Издательство «Дрофа», 2008г.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала, подготовка к изучению новой темы.

1.Воспроизведение в памяти изученных знаний.

- Сегодня мы продолжим исследовать связь музыки с изобразительным искусством.

Я назову ряд слов и выражений, а вы послушайте, подумайте и ответьте, каким одним термином их можно охарактеризовать!

- Плеск речной воды, берёзовая роща, октябрь, зима, шелест тополей, еловый лес, скворцы прилетели, лунная ночь, луга и цветы…  Как можно это всё назвать одним словом?

(Ответы)

- «Природа!» Сегодня мы будем говорить об изображении природы. Можно природу нарисовать?

Какое слово вы выбрали бы для изображения природы, если бы были художником? Как называют художники изображение природы?

На экране:

Живопись: натюрморт, пейзаж, портрет.

Пейзаж – изображение природы художниками.

Пейзаж у художников одухотворён. Посмотрите, перед нами фотография неизвестного фотографа и картина художника И.Левитана. Давайте сравним!

Посмотрите, слева фото «Берёзовая роща», справа картина «Берёзовая роща». Не правда ли, берёзы на картине, как живые, как на фотографии? Работа мастера-художника показывает, как правдоподобно изображена природа в изобразительном искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото «Берёзовая роща»                                И.Левитан «Берёзовая роща»

                                                 

 

                                                    

 

 

 

2.Объявление новой темы.

- Не менее живописны образы природы в творчестве музыкантов. Мы уже не раз слушали такую музыку на уроках. Тема урока сегодня: «Пейзаж в музыке».

На экране:

«Пейзаж в музыке»

Мы убедимся с вами в том, как музыка правдоподобно изображает природу!

- Назовите известные музыкальные произведения или их автора, в которых есть пейзаж!

На экране:

Н.А. Римский-Корсаков

Опера «Садко»………………………?

Э.Григ

…………………………………………..?

………………………………………...?

«Ветер на равнине»

………………………………………...?

Балет «Золушка». «Варации Фея Зимы»

П.И. Чайковский

Цикл «Времена года»………………..?

 

III. Формирование новых знаний.

1.Рассказ учителя о сборнике П.И.Чайковского «Времена года».

На экране:

                     Пётр Ильич Чайковский               

           Сборник произведений «Времена года»

                        ?                             ?

- Цикл «Времена года» П.И.Чайковского – яркая музыкальная картина, связанная с изображением природы. Каждая из 12-ти пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

- Музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщенно-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

- Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения Апполона Майкова.

На экране:

 

 

1821 – 1897 г.г.

Русский поэт, родился в Москве; писал стихи, драмы, романсы.

Пейзажная лирика – лучшее творение поэта. Многие его стихи, отличающиеся задушевностью и напевностью, вдохновляли композиторов.

Умер в Петербурге.

                 

                     *      *     *

На поля дохнуло ветром вешним, Ивы распушились за прудом. У тропинки маленький подснежник Загорелся синим огоньком. Закачался слабенький и гибкий, Удивленно радуясь всему. И в ответ с приветливой улыбкой Солнце наклоняется к нему.

                      Ландыш

Проснулся лес, весной разбуженный, Деревья в мареве парят, Веселых ландышей жемчужины Под каждым кустиком горят. В рассветный час, сырой и сумрачный, Когда роса во тьме блестит, Горят фарфоровые люстрочки Да так, что глаз не отвести. И дуют ветры прокаленные, И дождик хлещет на цветок, Но лес зелеными ладонями Прикрыл дрожащий стебелек.                                                        Грёзы - мечты

           Весна

Голубенький, чистый                       Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланные Подснежник – цветок!                                        произведению или его части в качестве И подле сквозистый                                            выражения основной идеи. Последний снежок…                            Последние слезы О горе былом, И первые грезы О счастье ином.                                                     

 

2.Практическая работа. Самостоятельное чтение текста и выполнение задания по выбору эпиграфа к музыке. Работа в парах с карточками.

- Поработайте в парах, советуйтесь! Прочитайте текст, выберите стихотворение, которое, по-вашему мнению, Чайковский взял в эпиграф к своей пьесе «Апрель. Подснежник»!

3.Высказывания детей.

(Ответы)

На экране:

 

 

 

 

 

 

- Какое настроение, какие чувства выразил поэт в этих строках?

(Ответы)

4.Практическая работа. Слушание музыки.

«Апрель. Подснежник». П.И.Чайковский (звучит музыка).

- Послушайте весеннее произведение, рассмотрите фотографии! Потом ответите на ряд вопросов из раздела «какая музыка?».

На экране:

 Пётр Ильич Чайковский

«Апрель. Подснежник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Обсуждение прослушанной музыки.

- Какая музыка по темпу? (Скорость)

- Какая музыка по динамике? (Громкость)

- Какая музыка по характеру? (Настроение)

- Какая музыка по звуковедению? (Движение мелодии плавное или отрывистое?)

- Обратите внимание: темп, динамика, характер, звуковедение – музыкальные краски. Передаёт ли музыка время года - «весну» своими красками?

- Что можно представить на звучание этой музыки?

- Правильно ли выбран эпиграф к произведению?

- Почему?

- Соответствует ли содержание музыки названию?

- Как можно назвать композитора, если он правдоподобно изображает природу в музыке? (Художником)

- Какой можно сделать вывод, исходя из названия темы урока?

На экране:

Тема урока: «Пейзаж в музыке»

(Ответы)

- Вывод: пейзаж можно увидеть не только в рисунке, на картине, но и в музыке. Композиторы и музыканты точно изображают природу и музыкальный пейзаж сильно воздействует на слушателя.

IV. Практическая работа. Пение.

1.Распевка «Лесенка» - 7 ступеней (названиями нот, звуками «а», «и», «о», «у» по звучанию на пианино.

На экране:

 

                                               до       ре        ми      фа     соль     ля     си

2.Пение. «Это весна» муз. и сл. Я.Жабко. (Разучивание, чтение текста на экране).

На экране:

«Это всё весна»

1.Первый тёплый дождик

                                              И раскат грозы,

                                              Молодая травка,

                                              Первые цветы,

                                              Кружева берёзы,

                                              Неба синева,                

                  Жёлтый одуванчик –           2 раза

                                              Это всё весна.

                                               Припев: Весна, весна,

                                                Весна, весна,                       4 раза

                            К нам пришла весна!

                                            2.Звонкие капели,

                                               Быстрый ручеёк,

                                               И пернатых трели,

                                               Солнечный денёк.

                                               На сухих дорожках

                                               Скачет детвора,

                   Всё вокруг смеётся –           2 раза

                                               Это всё весна!                                       

  Припев: Весна, весна,

                                               Весна, весна,                      2 раза

                            К нам пришла весна!

                           

                             К нам пришла весна!

V. Рефлексивно-оценочная часть.

- В итоге урока хочу задать вам некоторые вопросы!

На экране:

- Может ли музыка изобразить пейзаж?

- Как музыка может изобразить пейзаж?

(Одухотворённо; правдоподобно; живописно; как художники, на картинах радостно, печально; так, как её видит человек.)

Выставление оценок за урок и их комментарий.

На экране:

Картинка

 

 

 

 

 

Категория: Музыка
13.01.2015 15:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!