СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
городского округа Тольятти
План-конспект
рабочего урока-презентации
Тема: «Образы природы в творчестве музыкантов» («Пейзаж в музыке»)
Класс: 5
Предмет: музыка
Урок разработала: учитель музыки
Коровякова Наталья Петровна
2009 – 20010 учебный год
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация урока в Power Point? аудиозапись музыкального произведения, аудио – записи музыки для пения, учебник «Музыка» 5 класс. В.В. Алеев. Издательство «Дрофа», 2008 г.,фонохрестоматия «Музыка» 5 класс. В.В. Влеев.Издательство «Дрофа», 2008г.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала, подготовка к изучению новой темы.
1.Воспроизведение в памяти изученных знаний.
- Сегодня мы продолжим исследовать связь музыки с изобразительным искусством.
Я назову ряд слов и выражений, а вы послушайте, подумайте и ответьте, каким одним термином их можно охарактеризовать!
- Плеск речной воды, берёзовая роща, октябрь, зима, шелест тополей, еловый лес, скворцы прилетели, лунная ночь, луга и цветы… Как можно это всё назвать одним словом?
(Ответы)
- «Природа!» Сегодня мы будем говорить об изображении природы. Можно природу нарисовать?
Какое слово вы выбрали бы для изображения природы, если бы были художником? Как называют художники изображение природы?
На экране:
Живопись: натюрморт, пейзаж, портрет.
Пейзаж – изображение природы художниками.
Пейзаж у художников одухотворён. Посмотрите, перед нами фотография неизвестного фотографа и картина художника И.Левитана. Давайте сравним!
Посмотрите, слева фото «Берёзовая роща», справа картина «Берёзовая роща». Не правда ли, берёзы на картине, как живые, как на фотографии? Работа мастера-художника показывает, как правдоподобно изображена природа в изобразительном искусстве.
Фото «Берёзовая роща» И.Левитан «Берёзовая роща»
2.Объявление новой темы.
- Не менее живописны образы природы в творчестве музыкантов. Мы уже не раз слушали такую музыку на уроках. Тема урока сегодня: «Пейзаж в музыке».
На экране:
«Пейзаж в музыке»
Мы убедимся с вами в том, как музыка правдоподобно изображает природу!
- Назовите известные музыкальные произведения или их автора, в которых есть пейзаж!
На экране:
Н.А. Римский-Корсаков |
Опера «Садко»………………………? |
Э.Григ |
…………………………………………..? |
………………………………………...? |
«Ветер на равнине» |
………………………………………...? |
Балет «Золушка». «Варации Фея Зимы» |
П.И. Чайковский |
Цикл «Времена года»………………..? |
III. Формирование новых знаний.
1.Рассказ учителя о сборнике П.И.Чайковского «Времена года».
На экране:
Пётр Ильич Чайковский
Сборник произведений «Времена года»
? ?
- Цикл «Времена года» П.И.Чайковского – яркая музыкальная картина, связанная с изображением природы. Каждая из 12-ти пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
- Музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщенно-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
- Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения Апполона Майкова.
На экране:
1821 – 1897 г.г.
Русский поэт, родился в Москве; писал стихи, драмы, романсы.
Пейзажная лирика – лучшее творение поэта. Многие его стихи, отличающиеся задушевностью и напевностью, вдохновляли композиторов.
Умер в Петербурге.
* * *
На поля дохнуло ветром вешним, Ивы распушились за прудом. У тропинки маленький подснежник Загорелся синим огоньком. Закачался слабенький и гибкий, Удивленно радуясь всему. И в ответ с приветливой улыбкой Солнце наклоняется к нему.
Ландыш
Проснулся лес, весной разбуженный, Деревья в мареве парят, Веселых ландышей жемчужины Под каждым кустиком горят. В рассветный час, сырой и сумрачный, Когда роса во тьме блестит, Горят фарфоровые люстрочки Да так, что глаз не отвести. И дуют ветры прокаленные, И дождик хлещет на цветок, Но лес зелеными ладонями Прикрыл дрожащий стебелек. Грёзы - мечты
Весна
Голубенький, чистый Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланные Подснежник – цветок! произведению или его части в качестве И подле сквозистый выражения основной идеи. Последний снежок… Последние слезы О горе былом, И первые грезы О счастье ином.
2.Практическая работа. Самостоятельное чтение текста и выполнение задания по выбору эпиграфа к музыке. Работа в парах с карточками.
- Поработайте в парах, советуйтесь! Прочитайте текст, выберите стихотворение, которое, по-вашему мнению, Чайковский взял в эпиграф к своей пьесе «Апрель. Подснежник»!
3.Высказывания детей.
(Ответы)
На экране:
- Какое настроение, какие чувства выразил поэт в этих строках?
(Ответы)
4.Практическая работа. Слушание музыки.
«Апрель. Подснежник». П.И.Чайковский (звучит музыка).
- Послушайте весеннее произведение, рассмотрите фотографии! Потом ответите на ряд вопросов из раздела «какая музыка?».
На экране:
Пётр Ильич Чайковский
«Апрель. Подснежник»
5.Обсуждение прослушанной музыки.
- Какая музыка по темпу? (Скорость)
- Какая музыка по динамике? (Громкость)
- Какая музыка по характеру? (Настроение)
- Какая музыка по звуковедению? (Движение мелодии плавное или отрывистое?)
- Обратите внимание: темп, динамика, характер, звуковедение – музыкальные краски. Передаёт ли музыка время года - «весну» своими красками?
- Что можно представить на звучание этой музыки?
- Правильно ли выбран эпиграф к произведению?
- Почему?
- Соответствует ли содержание музыки названию?
- Как можно назвать композитора, если он правдоподобно изображает природу в музыке? (Художником)
- Какой можно сделать вывод, исходя из названия темы урока?
На экране:
Тема урока: «Пейзаж в музыке»
(Ответы)
- Вывод: пейзаж можно увидеть не только в рисунке, на картине, но и в музыке. Композиторы и музыканты точно изображают природу и музыкальный пейзаж сильно воздействует на слушателя.
IV. Практическая работа. Пение.
1.Распевка «Лесенка» - 7 ступеней (названиями нот, звуками «а», «и», «о», «у» по звучанию на пианино.
На экране:
до ре ми фа соль ля си
2.Пение. «Это весна» муз. и сл. Я.Жабко. (Разучивание, чтение текста на экране).
На экране:
«Это всё весна»
1.Первый тёплый дождик
И раскат грозы,
Молодая травка,
Первые цветы,
Кружева берёзы,
Неба синева,
Жёлтый одуванчик – 2 раза
Это всё весна.
Припев: Весна, весна,
Весна, весна, 4 раза
К нам пришла весна!
2.Звонкие капели,
Быстрый ручеёк,
И пернатых трели,
Солнечный денёк.
На сухих дорожках
Скачет детвора,
Всё вокруг смеётся – 2 раза
Это всё весна!
Припев: Весна, весна,
Весна, весна, 2 раза
К нам пришла весна!
К нам пришла весна!
V. Рефлексивно-оценочная часть.
- В итоге урока хочу задать вам некоторые вопросы!
На экране:
- Может ли музыка изобразить пейзаж?
- Как музыка может изобразить пейзаж?
(Одухотворённо; правдоподобно; живописно; как художники, на картинах радостно, печально; так, как её видит человек.)
Выставление оценок за урок и их комментарий.
На экране:
Картинка
© 2015, Коровякова Наталья Петровна 4635