СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект развивающего занятия Тема: «Обобщение и ограничение понятий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект развивающего занятия

Тема: «Обобщение и ограничение понятий»

Ф.И.О.: Мищенко Л.Г.

Место работы: МБОУ «СОШ №43»

Класс:

Программа: «Внеурочная деятельность. Развитие познавательных способностей учащихся» автор: Криволапова Н.А.

Источник: «Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов» /Н.А. Криволапова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013г. – 222с.

Цель урока: знакомство с понятием обобщение и ограничение понятий, совершенствование навыков обобщать и ограничивать понятия.

Задачи:

  • обучающие: Учить применять знания, полученные в начальной школе;
  • развивающие: Развивать познавательные способности, мышление, память, внимание;
  • воспитательные: Воспитывать бережливое отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные: научится обобщать и ограничивать понятия; получит возможность оперировать частными и общими понятиями, мыслить логически, анализировать и осмысливать текс задания, извлекать необходимую информацию.

Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Метапредметные: научится осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы с учащимися: фронтальная работа с классом.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, проектор.

Структура и ход урока:

1. Организационный момен

Психолог здоровается с учениками, после чего они садятся.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня наш урок будет не простой, а урок-путешествие по морским просторам

в поисках неоткрытых островов. Постараемся найти остров и дадим ему название.

Каждая команда может занять места в своем корабле, но сначала выберем капитана

корабля (ребята выбирают капитана и ему дается карточка с названием).

Теперь можем приступить к спуску кораблей, насколько удачным будет это

путешествие, мы узнаем в конце урока, ведь оно будет зависеть от слаженных

действий всего экипажа.

Все задания должны быть записаны в ваших судовых журналах, т.е. тетрадях.

За каждое правильно выполненное задание на своем корабле команда получает звезду

3.Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

Задание 1.

А сейчас проверим готовность команд к отплытию, подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог послать такие SMS сообщения: (слайд1)

  1. Купил семена, приезжай тянуть (ответ: Дед).
  2. Помни, всё исчезнет после 12 ночи (ответ: Фея).
  3. Ушел от зайца, волка и медведя (ответ: Колобок).
  4. Ключ достал. Скоро буду (ответ: Буратино).
  5. В гости не приду. Мотор забарахлил (ответ: Карлсон).
  6. Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла (ответ: Железный Дровосек).
  7. Подложили не свинью, а маленький шарик. Вывела на чистую воду. Получаю приданное (ответ: Принцесса на горошине).
  8. Купила самовар. Приглашаю к чаю (ответ: Муха – Цокатуха).
  9. Хвост нашли. Плакать перестал (ответ: Иа).
  10. Ищу шестерых братьев после страшного происшествия (ответ: Козленок).

Молодцы теперь можно отправляться в путешествие. (слайд 2)

Мы видим с вами на пути преграду, доска с цифрами, но они спрятаны.

Напишите в своих судовых журналах, какие числа вы видите. Числа, которые вы записали, называются натуральными и они необходимы для счета предметов. Словосочетание «натуральное число» называется «математическое понятие». (слайд 3)

Запишите в своих судовых журналах следующее определение:

«Понятие – это логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь. Понятия в русском языке обозначаются с помощью слов (число, стол, балкон), с помощью групп слов, т.е. словосочетаний (натуральное число, стихийное бедствие, певчая птица)».

- Приведите примеры понятий, выраженных словами и словосочетаниями.

- Запишите эти примеры в свои судовые журналы.(слайд 4)

Общее понятие объединяет несколько однородных предметов в один класс, например:

Мебель (общее) – стол, стул, шкаф, кресло, диван (частное).

Общее

Частное

Яблоко

Цветок

Мебель

Животное

Красное яблоко Ромашка

Диван

Корова

(слайд 5)

Задание 2.

Дополните предложение.

Любое … (общее понятие) …всегда включает …. (частное понятие) ….

Запишите это предложение в свои судовые журналы.

Итак, обобщить понятие – значит подобрать к нему более общее понятие.

Задание 3. Работа по стратегии «Кластер» (слайд 6)

Подберите к следующим частным понятиям общее.

Стол - мебель

Термометр – измерительный прибор

Шуба - одежда

Комар - насекомое

Дождь – природное явление

Дерево - растение

Прилагательное – часть речи

Луна – спутник Земли

Задание 4 Работа по стратегии «Кластер» (слайд 7)

Подберите к каждому частному понятию из левого столбика соответствующее общее понятие из правого столбика:

Частное понятие

Общее понятие

Осень

Осадки

Пчела

Планета

Снег

Единица длины

Озеро

Знак математических действий

Запятая

Времена года

Плюс

Звезда

Солнце

Насекомое

Земля

Река

Метр

Водоём

Волга

Знак препинания

Задание 5.

(слайд 8)

Проверьте свою смысловую память. Прочитайте набор пар слов, связанных между собой по смыслу, запомните их и запишите в свои судовые журналы.

Шум – вода

Стол – обед

Мост – река

Лес – медведь

Рубль – копейка

Дуб – жёлудь

Дичь – выстрел

Рой – пчела

Гвоздь – доска

Час – время

Проверьте правильность выполнения задания.

Итак, если вы запомнили более 7 пар из 10, то ваша смысловая память «хорошо» развита. (слайд 9)

Ограничить понятие – значит подобрать к нему частное, более узкое.

Например: Ученик – ученик 5а класса

Геометрическая фигура - квадрат

4. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

Задание 6.

- В ваших кораблях у капитана есть карточка с заданием. Вашей команде необходимо расположить понятия в следующем порядке: общее – менее общее – частное. Капитан корабля, чья команда первая справилась с заданием, поднимает руку и зачитывает свой вариант ответа.

- На выполнение задание 2 минуты.

Земля, планета, небесное тело

Прибор, измерительный прибор, часы

Живая природа, растение, природа

Ель, дерево, хвойное дерево

Домашнее животное, корова, животное

Водоём, Ангара, река

Снег, осадки, мокрый снег

- Зачитывается ответ с проговариванием новых понятий, победившей команде - звезду.

- «Ребята, видите в вдалеке показался остров?» Это, наверное, тот самый, который мы искали. Путешествие подходит к концу. Нужно найти спокойную бухту, куда причалят корабли, а для этого нужно решить такую задачу: найдите закономерность в изображении кораблей и добавьте еще один корабль.

5. Рефлексия.

Вот мы и причалили к берегу нашего острова. Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности, возьмите с собой на остров желтые звездочки со своего корабля, кому было тяжело – синенькие. А кому не интересно было с нами путешествовать – красные.

  • Что вы узнали нового на уроке?
  • Что вам больше всего удалось и какие препятствия во время путешествия вы легко преодолели?
  • Что вызвало затруднение, что нужно повторить и над чем поработать?

Вы сегодня открыли новый остров в мире познания, теперь нужно придумать ему название, основываясь на знаниях, полученных на уроке. (Последний слайд)

6. Домашнее задание:

Решить командой 2 задачки, вложенные в конверт с названием «Подумай и ответь». На следующем уроке капитаны кораблей поделятся ответами, которые дружно предположила команда.

15.12.2016 17:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!