СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
План – конспект развивающего занятия
Тема: «Обобщение и ограничение понятий»
Ф.И.О.: Мищенко Л.Г.
Место работы: МБОУ «СОШ №43»
Класс: 5А
Программа: «Внеурочная деятельность. Развитие познавательных способностей учащихся» автор: Криволапова Н.А.
Источник: «Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов» /Н.А. Криволапова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013г. – 222с.
Цель урока: знакомство с понятием обобщение и ограничение понятий, совершенствование навыков обобщать и ограничивать понятия.
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные: научится обобщать и ограничивать понятия; получит возможность оперировать частными и общими понятиями, мыслить логически, анализировать и осмысливать текс задания, извлекать необходимую информацию.
Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Метапредметные: научится осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы с учащимися: фронтальная работа с классом.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, проектор.
Структура и ход урока:
1. Организационный момен
Психолог здоровается с учениками, после чего они садятся.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня наш урок будет не простой, а урок-путешествие по морским просторам
в поисках неоткрытых островов. Постараемся найти остров и дадим ему название.
Каждая команда может занять места в своем корабле, но сначала выберем капитана
корабля (ребята выбирают капитана и ему дается карточка с названием).
Теперь можем приступить к спуску кораблей, насколько удачным будет это
путешествие, мы узнаем в конце урока, ведь оно будет зависеть от слаженных
действий всего экипажа.
Все задания должны быть записаны в ваших судовых журналах, т.е. тетрадях.
За каждое правильно выполненное задание на своем корабле команда получает звезду
3.Актуализация знаний и фиксирование затруднения.
Задание 1.
А сейчас проверим готовность команд к отплытию, подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог послать такие SMS сообщения: (слайд1)
Молодцы теперь можно отправляться в путешествие. (слайд 2)
Мы видим с вами на пути преграду, доска с цифрами, но они спрятаны.
Напишите в своих судовых журналах, какие числа вы видите. Числа, которые вы записали, называются натуральными и они необходимы для счета предметов. Словосочетание «натуральное число» называется «математическое понятие». (слайд 3)
Запишите в своих судовых журналах следующее определение:
«Понятие – это логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь. Понятия в русском языке обозначаются с помощью слов (число, стол, балкон), с помощью групп слов, т.е. словосочетаний (натуральное число, стихийное бедствие, певчая птица)».
- Приведите примеры понятий, выраженных словами и словосочетаниями.
- Запишите эти примеры в свои судовые журналы.(слайд 4)
Общее понятие объединяет несколько однородных предметов в один класс, например:
Мебель (общее) – стол, стул, шкаф, кресло, диван (частное).
Общее |
Частное |
Яблоко Цветок Мебель Животное |
Красное яблоко Ромашка Диван Корова |
(слайд 5)
Задание 2.
Дополните предложение.
Любое … (общее понятие) …всегда включает …. (частное понятие) ….
Запишите это предложение в свои судовые журналы.
Итак, обобщить понятие – значит подобрать к нему более общее понятие.
Задание 3. Работа по стратегии «Кластер» (слайд 6)
Подберите к следующим частным понятиям общее.
Стол - мебель
Термометр – измерительный прибор
Шуба - одежда
Комар - насекомое
Дождь – природное явление
Дерево - растение
Прилагательное – часть речи
Луна – спутник Земли
Задание 4 Работа по стратегии «Кластер» (слайд 7)
Подберите к каждому частному понятию из левого столбика соответствующее общее понятие из правого столбика:
Частное понятие |
Общее понятие |
Осень |
Осадки |
Пчела |
Планета |
Снег |
Единица длины |
Озеро |
Знак математических действий |
Запятая |
Времена года |
Плюс |
Звезда |
Солнце |
Насекомое |
Земля |
Река |
Метр |
Водоём |
Волга |
Знак препинания |
Задание 5.
(слайд 8)
Проверьте свою смысловую память. Прочитайте набор пар слов, связанных между собой по смыслу, запомните их и запишите в свои судовые журналы.
Шум – вода
Стол – обед
Мост – река
Лес – медведь
Рубль – копейка
Дуб – жёлудь
Дичь – выстрел
Рой – пчела
Гвоздь – доска
Час – время
Проверьте правильность выполнения задания.
Итак, если вы запомнили более 7 пар из 10, то ваша смысловая память «хорошо» развита. (слайд 9)
Ограничить понятие – значит подобрать к нему частное, более узкое.
Например: Ученик – ученик 5а класса
Геометрическая фигура - квадрат
4. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.
Задание 6.
- В ваших кораблях у капитана есть карточка с заданием. Вашей команде необходимо расположить понятия в следующем порядке: общее – менее общее – частное. Капитан корабля, чья команда первая справилась с заданием, поднимает руку и зачитывает свой вариант ответа.
- На выполнение задание 2 минуты.
Земля, планета, небесное тело
Прибор, измерительный прибор, часы
Живая природа, растение, природа
Ель, дерево, хвойное дерево
Домашнее животное, корова, животное
Водоём, Ангара, река
Снег, осадки, мокрый снег
- Зачитывается ответ с проговариванием новых понятий, победившей команде - звезду.
- «Ребята, видите в вдалеке показался остров?» Это, наверное, тот самый, который мы искали. Путешествие подходит к концу. Нужно найти спокойную бухту, куда причалят корабли, а для этого нужно решить такую задачу: найдите закономерность в изображении кораблей и добавьте еще один корабль.
5. Рефлексия.
Вот мы и причалили к берегу нашего острова. Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности, возьмите с собой на остров желтые звездочки со своего корабля, кому было тяжело – синенькие. А кому не интересно было с нами путешествовать – красные.
Вы сегодня открыли новый остров в мире познания, теперь нужно придумать ему название, основываясь на знаниях, полученных на уроке. (Последний слайд)
6. Домашнее задание:
Решить командой 2 задачки, вложенные в конверт с названием «Подумай и ответь». На следующем уроке капитаны кораблей поделятся ответами, которые дружно предположила команда.
© 2016, Мищенко Лариса Георгиевна 860