СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
г. О. Тольятти
План-конспект
урока
по литературному чтению
Тема: «Н. Носов. На горке.»
Класс: 2-в
Дата проведения: 03.02.10 год
Предмет: литературное чтение
Урок разработала: учитель начальных классов
Тамонова Наталья Владимировна
2009-2010 учебный год
Тема: «Н.Носов. На горке»
Цели:
1)учить анализировать прочитанный текст;
2)развивать навык выразительного и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль;
3) развивать логику, внимание, память;
4) воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, ответственность за совершенные поступки.
Оборудование урока: демонстрационный материал, конверты с разрезными карточками, карточки с условными знаками настроения.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока.
I. Организационный момент.(1 минута)
- Сегодня на уроке мы не просто читатели, а настоящие литературные исследователи. Нас будет интересовать, какие девчонки и мальчишки могут стать настоящими героями рассказа или, может быть, повести? Ответить на поставленный вопрос нам поможет произведение, прочитанное накануне.
II.Актуализация ранее полученных знаний.(12 минут)
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с рассказом Николая Носова «На горке».)
*Прием «Целое – части» (изменение любой составляющей произведения влечет за собой изменение содержания всего рассказа).
- Без кого или без чего могло бы не быть этого произведения? (Без автора; если бы не было автора, некому было бы рассказать эту историю. Без ребят; если бы не было ребят, некому было бы строить горку. Без зимы; в другое время года горка бы не понадобилась. Без снега; если бы не было снега, то не из чего было бы строить горку. Без Котьки Чижова; если бы не было Котьки, то некому было бы портить горку и после обеда ребята сразу бы стали кататься с только что замерзшей горки. Без песка; если бы не было песка, то нечем было бы портить горку. Без двора; если бы не было двора, то негде было бы строить горку. Без дружбы; если бы ребята были недружными, то они бы поссорились, не стали бы искать выход из положения и ничего бы не стали исправлять. И т.д.)
* Деление текста на части.
- На сколько частей вы бы разделили произведение? (Я бы разделил рассказ на три части.)
- О чем говорится в первой части? (В первой части говорится о том, как ребята строили горку во дворе.)
- Прочитайте последнее предложение первой части. («А после обеда мы придем с санками и будем кататься».) Отметьте границу первой части карандашом.
- О чем рассказывает вторая часть прочитанной вами истории? (Вторая часть рассказывает о том, как Котька пытался скатиться с горки.)
- Прочитайте последнее предложение второй части. («И полез вниз на четвереньках».) Отметьте границу второй части карандашом.
- О чем повествует третья часть произведения? (Третья часть произведения рассказывает о том, как Котька исправил ошибку, которую совершил.)
- Итак, прочитанное нами произведение Николая Носова «На горке» мы разделили на три части.
* Прием «Восстанови порядок» (работа с моделью «системный оператор»).
- Проверим, хорошо ли вы запомнили границы частей произведения. Каждый ряд – это группа, которая сейчас получит три предложения из данного рассказа. Задание: определить, в какой части произведения оказалась ваша группа, восстановить порядок следования предложений в соответствии с событиями, происходящими в рассказе.
* Работа в группах.(3 минуты)
- По окончании работы займите свои места.
- Расположите предложения на доске с помощью магнитов в установленном вами порядке.
- Проверим вашу работу.(3 минуты)
I часть |
II часть |
III часть |
…и сваливали его под стенку сарая…
Ребята полили её водой…
…а горка пока замерзнет.
|
…нацепил коньки и выскочил во двор.
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.
Лежит Котька на животе… |
Это кто здесь напортил?
… а как починить, не знаешь!
…он еще сбоку лопатой ступеньки проделал. |
- Объясните значение слова «сарай». (Сарай – это одноэтажная хозяйственная постройка, расположенная во дворе. В сарае обычно хранят инструменты.)
- Что сваливали под стенку сарая? (Под стенку сарая сваливали снег в кучу для того, чтобы построить горку.)
- О чем эти строки «Ребята полили ее водой»? (Эти строки о горке.)
- А нужно ли было поливать горку водой? (Да, тогда горка станет скользкой, с нее будет хорошо кататься.)
- О ком эти строки «…нацепил коньки и выскочил во двор»? (В этих строках говорится о Котьке.)
- Что значит «нацепил»? (Надел небрежно, по-быстрому.)
- Объясните значение слова «дворницкая». (Дворницкая – это помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.)
- Как Котька оказался в таком забавном положении? (Котька упал, когда скатывался с горки, посыпанной песком.)
- Кто говорит такие слова «Это кто здесь напортил?» (Это слова ребят, которые вернулись на горку после обеда.)
- Объясните значение слова «починить». (Починить – исправить неполадку.)
- Кто автор этой работы «…он еще сбоку лопатой ступеньки проделал»? (Ступеньки проделал Котька Чижов.)
III. Подробный анализ каждой части произведения.(20 минут)
- А теперь отправимся в путешествие по произведению. Мы в первой части рассказа.
- Где происходит действие? (Действие рассказа происходит во дворе дома.)
* Прием «Волшебный анализатор»
- Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в том самом дворе. У вас в руках лопата, снежок поскрипывает под ногами. Откройте глаза.
- Что вы увидели? (Сарай, ребят, которые сгребают снег лопатами, в окне дома мелькает лицо какого-то мальчика, снежные сугробы и т.д.)
- Что вы услышали? (Скрип снега, крики ребят и т.д.)
- Как чувствуют себя ребята в этой обстановке? (Им весело, ребята дружно работают и мечтают о том, как будут кататься с новой горки.)
- Найдите и прочитайте отрывок о том, как работали ребята.
- Почему ребята решили кататься после обеда, ведь горка была готова? (Потому что ребята хотели, чтобы горка была по-настоящему скользкой, и полили ее водой. Потому что много энергии ушло на строительство, и нужно было подкрепиться.)
- Какое настроение в первой части рассказа? (Настроение в первой части рассказа приподнятое, веселое.) Покажите это настроение с помощью условного знака.
* Физминутка.(1 минута)
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
- Обратимся ко второй части рассказа. Что вы можете рассказать о мальчике, лицо которого видели ребята в окне дома? (Этот мальчик Котька Чижов. Он хитрый, потому что хотел кататься уже с готовой горки, которую построил кто-то другой, придумывает отговорки, как будто нельзя ему. Он, наверное, ленивый, потому что не захотел трудиться вместе со всеми. И т.д.)
- Найдите и прочитайте отрывок о том, чем был занят Котька, когда ребята строили горку.
- А мог Котька поступить по-другому? (Да, он мог выйти во двор и помочь ребятам.)
- Как бы тогда закончился рассказ?
- Когда же Котька появился во дворе? (После того, как ребята ушли обедать.)
- Как вы думаете, о чем мечтал Котька? (О том, чтобы покататься как следует одному, чтобы никто не мешал.)
- Исполнилось ли желание мальчика? (Нет.) Почему так случилось, ведь ребят во дворе не было? (Потому что горка была скользкая, и он никак не мог на нее взобраться.)
- Прочитайте отрывок о том, как Котька пытался забраться на горку.
- Да, ни о каком удовольствии в такой ситуации и речи быть не может. А что же мальчику в дворницкой понадобилось? (Котька хотел взять песок, чтобы посыпать горку и легко на нее подняться.)
* Прием «Хорошо – плохо».
- Песок на скользкой горке – это хорошо. Почему? (Ноги не скользят. Можно быстро забраться на горку. И т.д.)
- Песок на скользкой горке – это плохо. Почему? (Скатиться с горки невозможно, коньки не едут. Можно упасть и ушибиться. И т.д.)
- Так правильно ли поступил Котька? (Нет. Он сделал хуже и себе и другим.)
- Докажите словами текста, что Котька совсем не рад тому, что посыпал снегом горку.
- Одинаковое ли настроение на протяжении всей второй части? (Нет, оно меняется.)
- Расскажите, как меняется настроение. (Сначала настроение веселое, приподнятое, но потом становится грустно, потому что кататься с горки нельзя.) Выберите соответствующие условные знаки.
* Прием эмпатии.
- Мы в третьей части произведения. Закройте глаза. Представьте, что вы те ребята, которые строили горку. Вы пообедали, взяли санки и прибежали во двор кататься. Но тут такое…
- Какие чувства испытывают ребята?
- С каким настроением они будут разговаривать с Котькой?
- Выберите условный знак.
-А как будет отвечать Котька: робко или уверенно, с удивлением или резко?
Выберите условный знак.
- Причитайте разговор ребят с Котькой в лицах.
* Выразительное чтение по ролям.
- Какой выход из создавшегося положения нашли ребята? (Ребята предложили завалить снегом песок и снова полить горку водой.)
- А мог ли Котька не согласиться с ними? (Да, он мог развернуться и уйти.)
- Как поступил Котька? (Котька стал трудиться вместе с ребятами, и ему это понравилось.)
- О какой черте характера говорит его поступок? (Он, оказывается, вовсе не лентяй и может признать свою ошибку и исправить её.)
- Выберите условный знак настроения для конца рассказа.
- Проследите за настроением в течение всего рассказа. Можно ли определить по этим условным знакам, исправил ли свою ошибку Котька? Почему? ( Да, можно. В конце рассказа снова веселое настроение, а это значит, что Котька сумел исправить свою ошибку и тем самым заслужил уважение ребят.)
IV.Домашнее задание. (1 минута)
- Составить план произведения, пересказать по составленному плану.
V. Подведение итогов. (5 минут)
- Какая из данных пословиц отражает главную мысль произведения?
Как аукнется, так и откликнется.
Жизнь дана на добрые дела.
Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
- О чем хотел напомнить автор, рассказывая эту историю?
- Подведем итоги нашей работы на уроке (выставление отметок)…
- Мы совершаем в жизни очень много поступков, и плохих, и хороших. Но главное – вовремя остановиться, суметь признать свою ошибку и исправить её. Только так можно заслужить уважение окружающих.
© 2015, Тамонова Наталья Владимровна 2817