СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературному чтению Тема: «Н. Носов. На горке.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

г. О. Тольятти

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект

урока

по литературному чтению

 

Тема: «Н. Носов. На горке.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Класс:  2-в

          Дата проведения: 03.02.10 год

         Предмет: литературное чтение

         Урок разработала: учитель начальных классов

         Тамонова Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009-2010 учебный год

Тема: «Н.Носов. На горке»

Цели:

1)учить анализировать прочитанный текст;

2)развивать навык выразительного и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль;

3) развивать логику, внимание, память;

4) воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, ответственность за совершенные поступки.

Оборудование урока: демонстрационный материал, конверты с разрезными карточками, карточки с условными знаками настроения.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.(1 минута)

- Сегодня на уроке мы не просто читатели, а настоящие литературные исследователи. Нас будет интересовать, какие девчонки и мальчишки могут стать настоящими героями рассказа или, может быть, повести? Ответить на поставленный вопрос нам поможет произведение, прочитанное накануне.

 

II.Актуализация ранее полученных знаний.(12  минут)

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с рассказом Николая Носова «На горке».)

 

*Прием «Целое – части» (изменение любой составляющей произведения влечет за собой изменение содержания всего рассказа).

 

- Без кого или без чего могло бы не быть этого произведения? (Без автора; если бы не было автора, некому было бы рассказать эту историю. Без ребят; если бы не было ребят, некому было бы строить горку. Без зимы; в другое время года горка бы не понадобилась. Без снега; если бы не было снега, то не из чего было бы строить горку. Без Котьки Чижова; если бы не было Котьки, то некому было бы портить горку и после обеда ребята сразу бы стали кататься с только что замерзшей горки. Без песка; если бы не было песка, то нечем было бы портить горку. Без двора; если бы не было двора, то негде было бы строить горку. Без дружбы; если бы ребята были недружными, то они бы поссорились, не стали бы искать выход из положения и ничего бы не стали исправлять. И т.д.)

 

* Деление текста на части.

 

- На сколько частей вы бы разделили произведение? (Я бы разделил рассказ на три части.)

- О чем говорится в первой части? (В первой части говорится о том, как ребята строили горку во дворе.)

- Прочитайте последнее предложение первой части. («А после обеда мы придем с санками и будем кататься».) Отметьте границу первой части карандашом.

- О чем рассказывает вторая часть прочитанной вами истории? (Вторая часть рассказывает о том, как Котька пытался скатиться с горки.)

- Прочитайте последнее предложение второй части. («И полез вниз на четвереньках».) Отметьте границу второй части карандашом.

- О чем повествует третья часть произведения? (Третья часть произведения рассказывает о том, как Котька исправил ошибку, которую совершил.)

- Итак, прочитанное нами произведение Николая Носова «На горке» мы разделили на три части.

 

* Прием «Восстанови порядок» (работа с моделью «системный оператор»).

 

- Проверим, хорошо ли вы запомнили границы частей произведения. Каждый ряд – это группа, которая сейчас получит три предложения из данного рассказа. Задание: определить, в какой части произведения оказалась ваша группа, восстановить порядок следования предложений в соответствии с событиями, происходящими в рассказе.

 

* Работа в группах.(3 минуты)

 

- По окончании работы займите свои места.

- Расположите предложения на доске с помощью магнитов в установленном вами порядке.

 

- Проверим вашу работу.(3 минуты)

 

I часть

II часть

III часть

 

…и сваливали его под стенку сарая…

 

Ребята полили её водой…

 

…а горка пока замерзнет.

 

 

…нацепил коньки и выскочил во двор.

 

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.

 

Лежит Котька на животе…

 

Это кто здесь напортил?

 

… а как починить, не знаешь!

 

…он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

 

- Объясните значение слова «сарай». (Сарай – это одноэтажная хозяйственная постройка, расположенная во дворе. В сарае обычно хранят инструменты.)

- Что сваливали под стенку сарая? (Под стенку сарая сваливали снег в кучу для того, чтобы построить горку.)

- О чем эти строки «Ребята полили ее водой»? (Эти строки о горке.)

- А нужно ли было поливать горку водой? (Да, тогда горка станет скользкой, с нее будет хорошо кататься.)

- О ком эти строки «…нацепил коньки и выскочил во двор»? (В этих строках говорится о Котьке.)

- Что значит «нацепил»? (Надел небрежно, по-быстрому.)

- Объясните значение слова «дворницкая». (Дворницкая – это помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.)

- Как Котька оказался в таком забавном положении? (Котька упал, когда скатывался с горки, посыпанной песком.)

- Кто говорит такие слова «Это кто здесь напортил?» (Это слова ребят, которые вернулись на горку после обеда.)

- Объясните значение слова «починить». (Починить – исправить неполадку.)

- Кто автор этой работы «…он еще сбоку лопатой ступеньки проделал»? (Ступеньки проделал Котька Чижов.)

 

III. Подробный анализ каждой части произведения.(20 минут)

 

- А теперь отправимся в путешествие по произведению. Мы в первой части рассказа.

- Где происходит действие? (Действие рассказа происходит во дворе дома.)

 

* Прием «Волшебный анализатор»

 

- Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в том самом дворе. У вас в руках лопата, снежок поскрипывает под ногами. Откройте глаза.

- Что вы увидели? (Сарай, ребят, которые сгребают снег лопатами, в окне дома мелькает лицо какого-то мальчика, снежные сугробы и т.д.)

- Что вы услышали? (Скрип снега, крики ребят и т.д.)

- Как чувствуют себя ребята в этой обстановке? (Им весело, ребята дружно работают и мечтают о том, как будут кататься с новой горки.)

- Найдите и прочитайте отрывок о том, как работали ребята.

- Почему ребята решили кататься  после обеда, ведь горка была готова? (Потому что ребята хотели, чтобы горка была по-настоящему скользкой, и полили ее водой. Потому что много энергии ушло на строительство, и нужно было подкрепиться.)

 - Какое настроение в первой части рассказа? (Настроение в первой части рассказа приподнятое, веселое.) Покажите это настроение с помощью условного знака.

 

* Физминутка.(1 минута)

                   Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.

 

- Обратимся ко второй части рассказа. Что вы можете рассказать о мальчике, лицо которого видели ребята в окне дома? (Этот мальчик Котька Чижов. Он хитрый, потому что хотел кататься уже с готовой горки, которую построил кто-то другой, придумывает отговорки, как будто нельзя ему. Он, наверное, ленивый, потому что не захотел трудиться вместе со всеми. И т.д.)

- Найдите и прочитайте отрывок о том, чем был занят Котька, когда ребята строили горку.

- А мог Котька поступить по-другому? (Да, он мог выйти во двор и помочь ребятам.)

- Как бы тогда закончился рассказ?

- Когда же Котька появился во дворе? (После того, как ребята ушли обедать.)

- Как вы думаете, о чем мечтал Котька? (О том, чтобы покататься как следует одному, чтобы никто не мешал.)

- Исполнилось ли желание мальчика? (Нет.) Почему так случилось, ведь ребят во дворе не было? (Потому что горка была скользкая, и он никак не мог на нее взобраться.)

- Прочитайте отрывок о том, как Котька пытался забраться на горку.

- Да, ни о каком удовольствии в такой ситуации и речи быть не может. А что же мальчику в дворницкой понадобилось? (Котька хотел взять песок, чтобы посыпать горку и легко на нее подняться.)

 

* Прием «Хорошо – плохо».

 

- Песок на скользкой горке – это хорошо. Почему? (Ноги не скользят. Можно быстро забраться на горку. И т.д.)

- Песок на скользкой горке – это плохо. Почему? (Скатиться с горки невозможно, коньки не едут. Можно упасть и ушибиться. И т.д.)

- Так правильно ли поступил Котька? (Нет. Он сделал хуже и себе и другим.)

- Докажите словами текста, что Котька совсем не рад тому, что посыпал снегом горку.

- Одинаковое ли настроение на протяжении всей второй части? (Нет, оно меняется.)

- Расскажите, как меняется настроение. (Сначала настроение веселое, приподнятое, но потом становится грустно, потому что кататься с горки нельзя.) Выберите соответствующие условные знаки.

 

* Прием эмпатии.

 

- Мы в третьей части произведения. Закройте глаза. Представьте, что вы те ребята, которые строили горку. Вы пообедали, взяли санки и прибежали во двор кататься. Но тут такое…

- Какие чувства испытывают ребята?

- С каким настроением они будут разговаривать с Котькой?

- Выберите условный знак.

-А как будет отвечать Котька: робко или уверенно, с удивлением или резко?

Выберите условный знак.

- Причитайте разговор ребят с Котькой в лицах.

 

* Выразительное чтение по ролям.

 

- Какой выход из создавшегося положения нашли ребята? (Ребята предложили завалить снегом песок и снова полить горку водой.)

- А мог ли Котька не согласиться с ними? (Да, он мог развернуться и уйти.)

- Как поступил Котька?  (Котька стал трудиться вместе с ребятами, и ему это понравилось.)

- О какой черте характера говорит его поступок? (Он, оказывается,  вовсе не лентяй  и  может признать свою ошибку и исправить её.)

- Выберите условный знак настроения для конца рассказа.

- Проследите за настроением в течение всего рассказа. Можно ли определить по этим условным знакам, исправил ли свою ошибку Котька? Почему? ( Да, можно. В конце рассказа снова веселое настроение, а это значит, что Котька сумел исправить свою ошибку и тем самым заслужил уважение ребят.)

IV.Домашнее задание. (1 минута)

- Составить план произведения, пересказать по составленному плану.

V. Подведение итогов. (5 минут)

- Какая  из данных пословиц отражает главную мысль произведения?

         Как аукнется, так и откликнется.

         Жизнь дана на добрые дела.

Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

- О чем хотел напомнить автор, рассказывая эту историю?

- Подведем итоги нашей работы на уроке (выставление отметок)…

- Мы совершаем в жизни очень много поступков, и плохих, и хороших. Но главное –  вовремя остановиться, суметь признать свою ошибку и исправить её. Только так можно заслужить уважение окружающих.

 

 

 

 

Категория: Литература
14.01.2015 13:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!