СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планеты-гиганты

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока астрономии

Дата: Класс: Урок №: Тема урока: «Планеты – гиганты». Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Продолжительность урока: 90мин (2 часа) Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная; групповая. Методы обучения: словесный метод; самостоятельная работа, частично-поисковый метод. Цель урока: Исследовать особенности планет-гигантов и их спутников. Задачи урока: Предметные: выяснить параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет-гигантов; описать характеристики каждой из планет-гигантов по указанному плану; выяснить особенности состава и процессов в атмосфере планет; проанализировать особенности природы спутников планет-гигантов; изучить строение и состав колец планет - гигантов. Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов; продолжить работу по формированию умений работать с текстами и другими источниками информации научного содержания – выделять главную мысль, обобщать информацию, сравнивать; использовать законы физики для описания природы планет-гигантов и их спутников; способствовать развитию речи, умению выражать свои мысли и слушать собеседника; формирование умений работать в группе. Личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе активных методов обучения; формирование ценностных отношений друг к другу, к результатам работы; способствовать развитию умений организации самостоятельной познавательной деятельности и работы в коллективе. Структура урока: 1. Организационный момент(3 мин.) 2. Этап мотивации и целеполагания (3 мин.) 3. Актуализация опорных знаний (12 мин.) 4. Изучение нового материала (50мин.) 5. Закрепление (16 мин) 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) 7. Итоги урока (2 мин) 8. Рефлексия (3 мин)

Ход урока

1.Организационный момент (3 мин.) 2. Этап мотивации и целеполагания (3 мин.) Знакомство учащихся с ходом урока. Организация рабочих групп. 3. Актуализация опорных знаний (12 мин.) 1. Что представляет собой Солнечная система? 2. В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея? 3. Каков приблизительно возраст планет Солнечной системы? 4. Какие две группы планет выделяют? Какие планеты относятся к каждой группе? 5. По каким характеристикам прослеживается разделение планет на две группы? 6. Дайте характеристику атмосфер планет земной группы. 7. Чем объясняется отсутствие атмосферы у планеты Меркурий? 8. Какие формы рельефа поверхности обнаружены на поверхности планет земной группы? (внутренние и внешние факторы, оказавшие влияние на его формирование) 9. Наличие спутников у планет земной группы. Назовите их.

4. Изучение нового материала. 4.1. Постановка проблемы (8 мин.) Используя приложение VI «Основные характеристики планет Солнечной системы», обсудить с обучающимися, имеющиеся в таблице характеристики: расстояние от Солнца, период обращения вокруг Солнца и вокруг своей оси, размеры и массу, количество спутников. Сравнивая, по данным критериям, планеты – гиганты с планетами земной группы, на доске обозначить проблемные вопросы:

Каково агрегатное состояние вещества, из которого состоят планеты – гиганты? Каково внутреннее строение планет – гигантов? Можно ли применить к планетам-гигантам такое понятие, как «рельеф планеты»? Какова причина того, что планеты – гиганты имеют сравнительно большое количество спутников?

4.2. Работа в группах (22 мин.) Четыре группы, сформированные на первом этапе учебного занятия, выполняют задания на определение специфических особенностей каждой из планет-гигантов. Для своей работы им предлагается охарактеризовать планету по критериям, представленным в плане (Приложение 1).

Задание для группы 1. Охарактеризуйте по предложенному плану самую крупную планету Солнечной системы – Юпитер. Задание для группы 2. Охарактеризуйте по предложенному плану первую из открытых планет-гигантов, имеющих кольца – Сатурн. Задание для группы 3. Охарактеризуйте по предложенному плану планету Уран – «триумф наблюдательной астрономии». Задание для группы 4. Охарактеризуйте по предложенному плану планету, открытую «на кончике пера» - Нептун.

Для своей работы обучающиеся используют: 1. Учебник Б.А.Воронцов – Вильяминов, Е.К. Страут. Астрономия – 11 класс. Приложение VI«Основные характеристики планет Солнечной системы». Параграф 19. 2. Онлайн-сервис Невооруженным глазом http://www.sai.msu.su/ng/main.htm

4.3. Представление результата работы в группе (20 мин. – по 5 мин. каждая группа) Результатом работы группы является подготовка и презентация своей темы и заполнение итоговой таблицы. Итоговая таблица (Приложение 2) может быть представлена на интерактивной доске или, при отсутствии таковой, работа организуется в режиме презентации.

5. Закрепление. 5.1. Обобщение результатов работы групп (6 мин.) Охарактеризовав каждую из планет, обобщают данные: 1. Планеты – гиганты можно подразделить на две подгруппы – горячие гиганты и ледяные гиганты. 2. Большие размеры и масса, но при этом малые плотности, по сравнению с планетами земной группы. 3. Высокая скорость вращения вокруг своей оси (10-18 часов), при этом экваториальные зоны вращаются быстрее полярных. 4. В атмосферах бушуют вихри (Большое Красное Пятно на Юпитере, Большое Темное Пятно на Нептуне, Гексагон на Сатурне). Атмосфера плотная. Основные компоненты атмосферы – водород и гелий. 5. Твердые поверхности отсутствуют. 6. Большое количество разнообразных спутников (на многих зафиксированы кратеры от ударов метеоритов, наиболее крупные имеют атмосферу) 7. Удаленность от Солнца, низкие температуры. 8. Сильное магнитное поле, наличие радиационного пояса. 9. Наличие колец у всех планет – гигантов (образованны они из вещества разрушенных прежде спутников под действием приливных сил и при столкновении между собой)

5.2. Обсуждение проблемных вопросов, сформулированных на начальном этапе работы групп (4 мин.) 1. Каково агрегатное состояние вещества, из которого состоят планеты – гиганты? 2. Каково внутреннее строение планет – гигантов? 3. Можно ли применить к планетам-гигантам такое понятие, как «рельеф планеты»? 4. Какова причина того, что планеты – гиганты имеют сравнительно большое количество спутников? 5. Проанализируйте, по каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия.

5.3. Самостоятельная работа по теме: «Планеты-гиганты» (6 мин.) (Приложение 3)

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) Подготовка информационных проектов по теме: 1. Современные исследования планет-гигантов АМС. 2. Современные исследования спутников планет-гигантов АМС.

7. Итоги урока (2 мин) 8. Рефлексия (3 мин) Обучающиеся выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

В работе над темой урока: «Планеты – гиганты» Я научился____ Мне понравилось___ Мне не понравилось___

Категория: Астрономия
11.02.2019 17:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!