СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему чайка стала символом МХТ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: Культура.РФ

Московский Художественный театр основали в 1898 году Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Одним из первых спектаклей, который показали на новой сцене, стала «Чайка» Антона Чехова. Это было весьма рискованное решение: двумя годами ранее, в 1896–м, пьеса провалилась в Александринском театре.

«Чайка» погибла. Ее убило единогласное шиканье всей публики. Точно миллионы пчел, ос, шмелей наполнили воздух зрительного зала. Так сильно, ядовито было шиканье».

«Петербургский листок», 18 октября, №288

В успех «Чайки» не верил даже сам Станиславский, но Немирович-Данченко увидел в постановке потенциал и сумел убедить и режиссера, и актеров. Премьера состоялась 29 декабря 1898 года. Сначала публика недоумевала, но к концу первого акта труппе удалось завладеть вниманием аудитории.

«Наконец, мы почувствовали успех и, неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь. Успех рос с каждым актом и окончился триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма».

Константин Станиславский

В телеграмме значилось:

«Только что сыграли «Чайку», успех колоссальный. С первого акта пьеса так захватила, что потом последовал ряд триумфов. Вызовы бесконечные. Мое заявление после третьего акта, что автора в театре нет, публика потребовала послать тебе от нее телеграмму. Мы сумасшедшие от счастья. Все тебя крепко целуем».

Знаковый спектакль стал символом Московского Художественного театра: именно «Чайка» положила начало классическому русскому сценическому искусству, в основу которого легла знаменитая актерская система Станиславского. Система предполагала, что зритель должен прежде всего поверить актерам. Они старались сделать образы максимально достоверными, проживать жизнь на сцене, а не просто изображать героя. Первые четыре сезона Московский Художественный театр арендовал площадку в саду «Эрмитаж», а в 1902 году перебрался в Камергерский переулок — в здание, которое раньше занимал частный театр домовладельца Лианозова. Деньги на реконструкцию выделил меценат Савва Морозов, а работу выполнил архитектор Федор Шехтель — причем за проект не взял ни копейки. Помимо интерьера, Шехтель разработал инновационную сцену с поворачивающимся механизмом. Она могла вращаться по желанию режиссера, а также включала в себя «карманы», куда убирались декорации и раздвижной занавес (взамен поднимающемуся). А на занавесе появилась та самая летящая чайка — ее тоже нарисовал Федор Шехтель.

Ольга Книппер и Константин Станиславский в спектакле «Чайка». 1899 год Антон Чехов (в центре) с актёрами Московского Художественного театра за чтением пьесы "Чайка". 1899 год.

Категория: Литература
01.08.2022 19:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!