СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему технология обучения профессионально-творческому саморазвитию должна иметь вариативный и коррекционный характер?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждая педагогическая технология как система научно обоснованных действий и предписаний, определяющая и реализующая практические оптимальные методы и приёмы достижения педагогических целей, обладает следующими важнейшими признаками (Е.П.Белозерцев, В.П.Беспалько, М.Я.Виленский, М.В.Кларин, П.И.Образцов, В.А. Сластёнин, Н.Ф.Талызина, А.И.Уман и др.): 1) Цель как важнейшая характеристика, задающая порядок осуществления соответствующего процесса и режим его развёртывания. При построении системы занятий приоритет отдаётся целям профессионально-творческого саморазвития субъектов, затем формам и методам обучения, позволяющим несколько организовать плодотворную деятельность субъектов, но и обучить их методам и средствам, способам эффективного взаимодействия, повысить аутопедагогическую активность. Преподаватель реализует двойную цель: помощь в саморазвитии студента и себя средствами профессии, поскольку оказать эффективную помощь другим, создать атмосферу, способствующую культуре самовоспитания, может только тот преподаватель, который сам встал на путь систематического самопознания и саморазвития, активно занимается самовоспитанием. В противном случае его деятельность по стимулированию и саморазвитию будет носить декларативный характер, не подкрепляясь собственным опытом. 2) Организованность и управляемость, что обеспечивает достижение целей с использованием целесообразно отобранных средств и методов. Содержание образования, составляющее основу организации традиционного обучения, в технологии профессионально-творческого саморазвития субъектов (ПТСС) является более гибкой структурой, подчиняющей и видоизменяющейся под активным воздействием организованных форм ПТС субъектов образования. Это позволяет перенести акцент с традиционного вопроса «чему учить?» на вопросы «как учить?» и «как учиться?». Одна из важнейших тенденций развития образования состоит в пересмотре самой концепции организации учебно-воспитательной деятельности, педагогического руководства ею. В теории и практике осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности учителя на познавательную деятельность студента («студент-преподаватель»). Отсюда требование активизации учебной и воспитательной работы студентов, попытки научить их учиться, реализовать принцип активности самого процессе. Управление процессом профессионально-творческого саморазвития субъектов образования рассматривается не как внешнее формирование, а как «развивающее воздействие» понимая под этим взаимодействие субъектов и реализующего технологию педагога, включённых в активную деятельность по осуществлению процесса творческого саморазвития с учётом сущности понятия, общих принципов его становления, специфики реализации для разных субъектов образования. Логика развивающего воздействия состоит в том, что идти следует не от внешних влияний, обусловленных внешней целью, а от самих субъектов, которые избирательно относятся к этим воздействиям. 3) Этапность технологии, обеспечивающая чёткую последовательность реализации и контроль за происхождением целей на каждом из участков процесса. Этапы технологии данного процесса отражают суть основных механизмов перехода со стадии на стадию процесса (рефлексии, творческой саморегуляции, самоактуальности): аналитоко-рефлексивный определяет исходный уровень сформированности и специфику его реализации для субъектов; конструктивно-регулирующий – создаёт условия для эффективного изменения или интенсификации процесса, способствующие построению и реализации субъектами взаимообогащающих стратегий профессионально-творческого саморазвития. 4) Для педагогических технологий не характерна полная стандартизированность процедур, это даёт возможность включать в них элементы эвристики и творчества при сохранении целостности видения процесса обучения и общих признаков технологии. В результативной части технологии взаимодействия субъектов образования ориентированна не только на получение определённой совокупности знаний и умений, но и на разный уровень и индивидуальный стиль достижений обучаемых. 5) Функциональные характеристики и система параметров оценки. Любая педагогическая технология полифункциональна: ей присущи такие функции как диагностическая, прогностическая, интегративная, системообразующая, интенсификационная, управленческая, оценочна и др. Данные функции реализуются на различных этапах технологии взаимодействия профессионально-творческого саморазвития субъектов (ПТСС). 6) Структурная и содержательная целостность разработанной технологии обеспечивается применением принципов полилатерального подходов рассматривающих данное явление в единстве и диалектической взаимосвязи составляющих компонентов воспитания, единым учебно-воспитательным процессом построения модели ПТСС, системность критериев и показателей, а также использованием гибких и разнообразных методов (стратегий) совместной деятельности и способов взаимодействия студентов и преподавателей. Содержание образования перестаёт быть жёстко определённым, изменяясь объективно и субъективно под влиянием мотивов, профессиональных целей и творческой активности самих субъектов при условии, что они находятся на достаточно сознательном и организационном уровне процесса формирования воспитания на основе организации образовательного и инновационного процессов. 7) Относительная универсальность и завершённость.

Технология взаимодействия ПТС основывается на реализации индивидуального подхода к данному процессу каждого субъекта. Он имеет вариативный и коррекционный характер, являясь достаточно гибкой для учёта индивидуальных особенностей студентов и преподавателей, их мотивов, интересов, характера и мастерства использующего технологию педагога, т.е. обладает известной долей общности и универсальности для использования её в других обстоятельствах (но при соблюдении выделенных психолого-педагогических условий).

Категория: Прочее
16.12.2021 19:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!