СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему избавиться от заниженной самооценки так трудно?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Никакое понимание устройства самооценки, процессов ее формирования и становления может не дать никаких результатов в деле "поднятия самооценки".

Люди, которые бороздят интернет в поисках рецептов и техник для поднятия самооценки, вообще, делятся на три типа. У одних адекватно низкая самооценка. И занимаясь ей, они скорее плодят себе проблем. Им нужно рекомендовать сосредотачивать усилия не на самооценке, а на реальном развитии и достижениях. Тогда и самооценка подрастет.

Вторые желают не повысить самооценку, а получить уверенность. Уверенность - это, по сути, безопасность. Она, конечно, связана с самооценкой, но не равна ей. Это отдельная тема.

А третья группа реально обладает заниженной самооценкой, но никакие рецепты из интернета ей не подходят. Об этих людях и поведу речь дальше.

Я общаюсь с большим количеством людей и вхож в разные компании. В одной из них мне довелось наблюдать очень яркое поведение человека с реально заниженной самооценкой.

Это девушка. Девушка эта довольно симпатичная и приятная, яркая. Она привлекает много внимания со стороны всех участников компании. Но себя она симпатичной не хотела признавать. Чем, собственно, и обнаруживала свою заниженную самооценку. То есть, оценивала себя заведомо ниже, чем окружение и отказывалась согласиться с этим окружением.

Каждый раз, когда она появлялась в компании, все бросали свои дела и направляли свое внимание на нее. Все потому, что она приходила и начинала жаловаться на собственную никчемную внешность, трудности жизни, одиночество и другие горести.

Большая часть людей реагировала на это попытками решить ее проблемы или заверениями в ее привлекательности и желанности. Все поддерживали как могли.

Но девушка была безутешна. Через некоторое время она исчезала, оставив за собой флер грусти и бессилия. А но потом она появлялась вновь. Все с теми же проблемами.

Конечно, это поведение бессознательно. Нельзя упрекнуть девушку в злом умысле и намеренной манипуляции окружением. Просто когда описываешь то, что наблюдаешь - это выглядит как сознательные действия. Но на деле никто из участников не замечает того, что же происходит. И не видит закономерностей.

Что же происходит?

Заниженная самооценка имеет вторичные выгоды. Это означает, что ее обладатель получает выигрыши от разыгрывания этого паттерна. Эта девушка получала много внимания, поддержки и комплиментов.

Если бы ей предложили избавиться от всех ее страданий, но не получать больше столько внимания, она бы почти наверняка отказалась. Это она и делает! Всю предложенную помощь она отвергает не потому что она не подходит, а потому что она не хочет разрешать свои проблемы. Она не хочет верить, что привлекательна, например. Потому что если она поверит в это, ей больше не судьба будет об этом пожаловаться. Ей придется обходиться как-то с тем фактом, что она привлекательна. И эта перспектива ее не радует. Для нее куда выгодней получается отказаться от принятия своих достоинств и решения своих проблем.

Пребывать в проблемах для нее МЕНЕЕ рискованно и дискомфортно, чем решить их и пребывать в среде без проблем.

Чем может быть вызван такой баланс сил в ее душе? Может быть, она просто не умеет принимать поддержку и похвалу. Скажем, она "усваивает" только 10% от того, что ей дают. А это значит, что чтобы удовлетворить свою потребность в похвале, ей нужно в 10 раз больше похвалы!

Может быть, для нее "быть привлекательной и желанной" имеет скрытые следствия и смыслы. Например, она может испытывать двойственные чувства к тому, чтобы быть в центре внимания: "с одной стороны, на меня смотрят и меня слушают - приятно. С другой стороны - если я ошибусь - это заметят все."

Возможно, она использует свою заниженную самооценку как оправдание для прочих жизненных неудач и общей жизненной неудовлетворенности. То есть вместо того, чтобы признать что "я сделала со своей жизнью что-то не то, мне не нравится, как я живу", она говорит "я живу плохо, потому что у меня заниженная самооценка".

Возможны совершенно разные варианты, но скорее всего, вторичная выгода для этой девушки скрыта. Возможно, она и сама не замечает, что делает и зачем. Поэтому винить ее в этом нельзя. Она просто приспособилась так, как смогла и делает то, к чему привыкла. Однако если она придет к хорошему психологу, он должен будет показать ей это и удержать от того, чтобы она снова убежала в заниженную самооценку.

Категория: Всем учителям
26.07.2017 12:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!