СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
анализ таблиц и текста
1. Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Содержание соланина в различных сортах картофеля
Сорт |
Глазок |
Мякоть клубня |
Ягода |
Листья |
Стебель |
Детскосельский |
4 |
0,2 |
7,5 |
4,5 |
9 |
Синеглазка |
5 |
0,1 |
9 |
6 |
7 |
Чугунка |
4 |
0,2 |
8,5 |
5,5 |
9,5 |
Скала |
1 |
0,4 |
6,8 |
4,8 |
11,2 |
Золушка |
3 |
0,3 |
8 |
7,5 |
8 |
Ранняя роза |
3 |
0,1 |
4 |
4,6 |
8,9 |
1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?
2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве?
3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?
2.Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Размножение рыб
Название рыбы |
Количество икринок, тыс. |
Средний диаметр икринок, мм |
Среднее время наступления половозрелости, лет |
Средний возраст рыб, выловленных рыбаками в разных водоёмах, лет |
Щука обыкновенная |
30 |
2,7 |
3–4 |
5 |
Норвежская сельдь |
200 |
1,3 |
2–7 |
8 |
Треска балтийская |
1000 |
1 |
5–9 |
3 |
Сазан |
1500 |
1 |
5–6 |
8 |
Колюшка трёхиглая |
0,1–1 |
1,8 |
1 |
2 |
1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?
2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?
3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?
3. Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) О каких группах запрещённых препаратов говорится в тексте (перечислите эти группы)?
2) К каким последствиям для здоровья спортсмена может привести приём анаболиков?
3) С какой целью принимает запрещённые мочегонные средства штангист, если известно, что по правилам соревнований побеждает тот, кто поднимет наибольший вес при наименьшей собственной массе тела спортсмена?
ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА
Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приёма добиться улучшения спортивных результатов.
Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.
Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещённые вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.
Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счёт мочегонных средств.
Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печёночную недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.
Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)
в 19-летних сосновых посадках разной густоты
Густота насаждений (в деревьях на гектар) |
Ствол |
Хвоя |
Ветви |
100 |
58,9 |
13,2 |
8,9 |
185 |
63,7 |
14,2 |
7,7 |
400 |
66,4 |
10,0 |
6,3 |
500 |
64,9 |
13,4 |
5,0 |
700 |
72,8 |
8,7 |
4,9 |
1) В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?
2) Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?
3) Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?
Пищевая ценность некоторых рыб
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
3) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
1) Что является главным условием возникновения системы?
2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?
3) На примере строения цветка докажите, что это система.
ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?
Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:
предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более
сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.
Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.
Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.
Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».
Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.
© 2017, Баранова Виктория Валерьевна 2010