СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализ таблиц и текста

1. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Со­дер­жа­ние со­ла­ни­на в раз­лич­ных сор­тах кар­то­фе­ля» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

Со­дер­жа­ние со­ла­ни­на в раз­лич­ных сор­тах кар­то­фе­ля

Сорт

Гла­зок

Мя­коть

клуб­ня

Ягода

Ли­стья

Сте­бель

Дет­ско­сель­ский

4

0,2

7,5

4,5

9

Си­не­глаз­ка

5

0,1

9

6

7

Чу­гун­ка

4

0,2

8,5

5,5

9,5

Скала

1

0,4

6,8

4,8

11,2

Зо­луш­ка

3

0,3

8

7,5

8

Ран­няя роза

3

0,1

4

4,6

8,9

1) В каких ор­га­нах кар­то­фе­ля со­дер­жит­ся наи­боль­шее ко­ли­че­ство со­ла­ни­на?

2) В какой части клуб­ня со­ла­нин на­хо­дит­ся в боль­шем ко­ли­че­стве?

3) Какая био­ло­ги­че­ская при­чи­на пре­пят­ство­ва­ла рас­про­стра­не­нию кар­то­фе­ля в Рос­сии в XVIII в.?

2.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­мно­же­ние рыб» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

Раз­мно­же­ние рыб

На­зва­ние

рыбы

Ко­ли­че­ство

ик­ри­нок,

тыс.

Сред­ний

диа­метр

ик­ри­нок, мм

Сред­нее время

на­ступ­ле­ния

по­ло­возре­ло­сти,

лет

Сред­ний

воз­раст рыб,

вы­лов­лен­ных

ры­ба­ка­ми

в раз­ных

водоёмах, лет

Щука обык­но­вен­ная

30

2,7

3–4

5

Нор­веж­ская сельдь

200

1,3

2–7

8

Трес­ка бал­тий­ская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Ко­люш­ка

трёхиг­лая

0,1–1

1,8

1

2

1) Какой вид рыб имеет наи­боль­ший сред­ний диа­метр ик­ри­нок?

2) Пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го вида рыб ры­ба­ки вы­лав­ли­ва­ют в не­по­ло­возре­лом воз­расте?

3) По­че­му при вы­со­кой пло­до­ви­то­сти чис­лен­ность боль­шин­ства не­про­мыс­ло­вых видов остаётся от­но­си­тель­но по­сто­ян­ной?

3. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Опас­ность до­пин­га» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

1) О каких груп­пах за­прещённых пре­па­ра­тов го­во­рит­ся в тек­сте (пе­ре­чис­ли­те эти груп­пы)?

2) К каким по­след­стви­ям для здо­ро­вья спортс­ме­на может при­ве­сти приём ана­бо­ли­ков?

3) С какой целью при­ни­ма­ет за­прещённые мо­че­гон­ные сред­ства штан­гист, если из­вест­но, что по пра­ви­лам со­рев­но­ва­ний по­беж­да­ет тот, кто под­ни­мет наи­боль­ший вес при наи­мень­шей соб­ствен­ной массе тела спортс­ме­на?

ОПАС­НОСТЬ ДО­ПИН­ГА

Спор­тив­ные ре­кор­ды до­стиг­ли гра­ниц че­ло­ве­че­ских воз­мож­но­стей. По­это­му не­ко­то­рые спортс­ме­ны для до­сти­же­ния своих целей, не­взи­рая на пра­во­вые и ме­ди­цин­ские по­след­ствия, при­бе­га­ют к не­доз­во­лен­ным фар­ма­цев­ти­че­ским сред­ствам – до­пин­гу. Дан­ный тер­мин имеет упо­треб­ле­ние в спор­те не толь­ко по от­но­ше­нию к нар­ко­ти­че­ским ве­ще­ствам, но и к любым ве­ще­ствам при­род­но­го или син­те­ти­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, поз­во­ля­ю­щим в ре­зуль­та­те их приёма до­бить­ся улуч­ше­ния спор­тив­ных ре­зуль­та­тов.

Меж­ду­на­род­ный Олим­пий­ский ко­ми­тет за­пре­тил спортс­ме­нам ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щие груп­пы пре­па­ра­тов: сти­му­ля­то­ры, нар­ко­ти­че­ские обез­бо­ли­ва­ю­щие сред­ства, ана­бо­ли­че­ские пре­па­ра­ты, мо­че­гон­ные сред­ства и др.

Не­ко­то­рые ве­ще­ства дей­ству­ют на нерв­ную си­сте­му как сти­му­ля­то­ры. К ним от­но­сят ам­фе­та­мин, эфед­рин, ко­фе­ин и стрих­нин. Хотя их дей­ствие крат­ко­вре­мен­но (вы­во­дят­ся с мочой), они часто ис­поль­зу­ют­ся спортс­ме­на­ми. Часть этих ве­ществ вхо­дит в со­став ле­карств, при­ме­ня­е­мых при про­сту­де, по­это­му спортс­ме­ны долж­ны за­ра­нее уточ­нить, со­дер­жит ли ба­наль­ное ле­кар­ство за­прещённые ве­ще­ства. Сти­му­ля­то­ры, при­ме­ня­е­мые при мак­си­маль­ных фи­зи­че­ских на­груз­ках, даже в малых дозах, могут при­во­дить к стой­ко­му по­вы­ше­нию дав­ле­ния крови и уча­ще­нию серд­це­би­е­ния, к на­ру­ше­нию тер­мо­ре­гу­ля­ции и теп­ло­во­му удару, к ле­кар­ствен­ной за­ви­си­мо­сти и пси­хи­че­ским рас­строй­ствам.

Одну из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных групп до­пин­го­вых средств со­став­ля­ют сте­ро­ид­ные гор­мо­ны – ана­бо­ли­ки – син­те­ти­че­ские ана­ло­ги на­ту­раль­но­го муж­ско­го по­ло­во­го гор­мо­на те­сто­сте­ро­на. Они сти­му­ли­ру­ют усво­е­ние бел­ков, уве­ли­чи­вая мы­шеч­ную массу, фор­ми­руя муж­ской тип те­ло­сло­же­ния с ха­рак­тер­ным ре­лье­фом ске­лет­ных мышц, ко­то­рый под­дер­жи­ва­ет­ся за счёт мо­че­гон­ных средств.

Бес­кон­троль­ное при­ме­не­ние ана­бо­ли­ков может вы­звать пси­хи­че­ские рас­строй­ства, печёноч­ную не­до­ста­точ­ность, опу­хо­ли пе­че­ни и лёгких, на­ру­ше­ние функ­ций по­ло­вых ор­га­нов. Кроме того, уве­ли­че­ние мы­шеч­ной массы не спо­соб­ству­ет по­вы­ше­нию проч­но­сти свя­зок, в связи с чем по­вы­ша­ет­ся ве­ро­ят­ность травм су­хо­жи­лий. Ти­пич­ные ан­дро­ген­ные ана­бо­ли­ки – нан­д­ро­лон, ста­но­зо­лол, ме­та­на­бол и др.

  1. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Со­от­но­ше­ние ком­по­нен­тов к общей массе де­ре­ва (в %) в 19-лет­них сос­но­вых по­сад­ках раз­ной гу­сто­ты» и зна­ни­я­ми, по­лу­чен­ны­ми на уро­ках био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

Со­от­но­ше­ние ком­по­нен­тов к общей массе де­ре­ва (в %)

в 19-лет­них сос­но­вых по­сад­ках раз­ной гу­сто­ты

Гу­сто­та на­саж­де­ний

(в де­ре­вьях на гек­тар)

Ствол

Хвоя

Ветви

100

58,9

13,2

8,9

185

63,7

14,2

7,7

400

66,4

10,0

6,3

500

64,9

13,4

5,0

700

72,8

8,7

4,9

1) В по­сад­ках какой гу­сто­ты био­мас­са хвои по от­но­ше­нию к про­чим ком­по­нен­там наи­выс­шая?

2) Если сло­жить по­ка­за­те­ли ком­по­нен­тов в таб­ли­це, то 100% не по­лу­чит­ся. Био­мас­са ка­ко­го ор­га­на не учте­на?

3) По­че­му ле­со­во­ды ак­тив­но за­ни­ма­ют­ся ис­кус­ствен­ным раз­ве­де­ни­ем хвой­ных лесов?

  1. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Пи­ще­вая цен­ность не­ко­то­рых рыб» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

Пи­ще­вая цен­ность не­ко­то­рых рыб

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми ры­ба­ми?

2) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню че­ло­ве­ка, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

3) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

  1. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Что такое си­сте­ма?» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

1) Что яв­ля­ет­ся глав­ным усло­ви­ем воз­ник­но­ве­ния си­сте­мы?

2) Чем с по­зи­ции ана­то­мии от­ли­ча­ет­ся си­сте­ма «рука» от си­сте­мы «мышца»?

3) На при­ме­ре стро­е­ния цвет­ка до­ка­жи­те, что это си­сте­ма.

ЧТО ТАКОЕ СИ­СТЕ­МА?

Все живые и не­жи­вые тела (ме­бель, по­су­да, при­бо­ры, рас­те­ния, жи­вот­ные), с ко­то­ры­ми Вы встре­ча­е­тесь каж­дый день, и все ве­ще­ства (вода, сахар, соль, сода, ук­сус­ная кис­ло­та и мно­гие дру­гие), из чего-то со­сто­ят:

пред­ме­ты – из опре­делённых де­та­лей, эти де­та­ли со­сто­ят из ве­ществ, а ве­ще­ства, в свою оче­редь, со­сто­ят из мель­чай­ших ча­стиц – мо­ле­кул и ато­мов. Атомы и мо­ле­ку­лы, вза­и­мо­дей­ствуя друг с дру­гом, об­ра­зу­ют новые, более

слож­ные ве­ще­ства. Мель­чай­шие ча­сти­цы, вза­и­мо­дей­ствуя между собой, об­ра­зу­ют си­сте­му.

Вза­и­мо­дей­ству­ю­щие между собой части си­сте­мы на­зы­ва­ют эле­мен­та­ми этой си­сте­мы. Чем боль­ше вза­и­мо­дей­ству­ю­щих эле­мен­тов со­став­ля­ют си­сте­му, тем она слож­нее. Вспом­ни­те хотя бы раз­ные кон­струк­то­ры. Чем боль­ше в них де­та­лей, тем слож­нее и дли­тель­ней будет их сбор­ка.

Де­та­ли раз­лич­ных при­бо­ров и ме­ха­низ­мов, части ор­га­низ­мов вза­и­мо­дей­ству­ют между собой. В ре­зуль­та­те та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия при­бо­ры нор­маль­но ра­бо­та­ют, а в ор­га­низ­ме идут про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти. И при­бор, и ор­га­низм – это си­сте­мы, ра­бо­та­ю­щие бла­го­да­ря вза­и­мо­дей­ствию де­та­лей или ор­га­нов. Но при­бор – это не­жи­вая си­сте­ма, а ор­га­низм – живая. Так как мы изу­ча­ем био­ло­гию, то нас будут ин­те­ре­со­вать живые си­сте­мы, т.е. ор­га­низ­мы.

При­ме­ром не самой слож­ной си­сте­мы в ор­га­низ­ме может слу­жить рука че­ло­ве­ка. Она со­сто­ит из ко­стей, мышц, свя­зок. Лишённая хотя бы од­но­го из со­став­ля­ю­щих эле­мен­тов, рука ра­бо­тать не смо­жет. Рука яв­ля­ет­ся под­си­сте­мой (эле­мен­том) более слож­ной си­сте­мы «че­ло­ве­че­ский ор­га­низм».

Глаза и уши, мозг и серд­це, кости и мышцы – это эле­мен­ты си­сте­мы «че­ло­век». Все вме­сте они уди­ви­тель­но сла­жен­но ра­бо­та­ют, об­ра­зуя ор­га­низм, хотя каж­дый из ор­га­нов имеет свои осо­бен­но­сти стро­е­ния. Толь­ко вза­и­мо­дей­ствуя, от­дель­ные ор­га­ны об­ра­зу­ют пол­но­цен­ный ор­га­низм и обес­пе­чи­ва­ют его дол­гую и сла­жен­ную ра­бо­ту. Важно по­нять ещё одну мысль: свой­ства любой си­сте­мы от­ли­ча­ют­ся от свойств тех эле­мен­тов, ко­то­рые со­став­ля­ют си­сте­му. Так, на­при­мер, лист, отделённый от рас­те­ния, не спо­со­бен со­зда­вать ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, так как в него не по­сту­па­ет вода из кор­ней. Клет­ка, лишённая ядра, не спо­соб­на к раз­мно­же­нию. Можно на­звать много по­доб­ных при­ме­ров, чтобы до­ка­зать, что си­сте­ма при­об­ре­та­ет новые свой­ства, ко­то­рых не было у эле­мен­тов, со­став­ля­ю­щих дан­ную си­сте­му.

23.03.2017 01:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!