СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение изученного материала. Подготовка к итоговой аттестации.

     Успешная сдача экзамена по русскому языку в 9 классе зависит от того, что и как мы изучали с пятого класса. Но чем ближе ОГЭ, тем сильнее стремление учителя больше внимания на уроке уделить непосредственно подготовке к экзамену. Невозможна подготовка к ОГЭ без повторения изученного материала.

       Возникает закономерный вопрос: как организовать планомерное повторение учебного материала? Обобщающее повторение невозможно без схем и опор. Они создаются в ходе изучения материала и постоянно используются для повторения. Электронная доска дает возможность применить новые виды схем. Например, при обобщающем повторении теоретического материала удобен денотатный граф. Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения существенных признаков ключевого понятия.  Создание такой схемы предполагает       выделение ключевого слова или словосочетания; чередование имени и глагола в графе (глагол выражает движение от понятия к его существенному признаку);  дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"; соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Насколько удобна такая схема, можно увидеть на примере такой сложной по структуре теме, как виды сказуемых. Денотатный граф позволяет «разложить по полочкам» основные понятия и проиллюстрировать  их наглядными примерами.

       В начале учебного года провожу  тестирование для выявления "слабых" мест в знаниях учащихся и  разрабатывается программа изучения определенных тем, контроль , консультации. Вопросы тестов  всегда используется при контроле знаний учащихся практически на каждом уроке, при тематическом контроле и итоговом контроле. На занятиях  разбираются наиболее сложные вопросы и во  втором полугодии  их разбирают сильные ученики или решение их готовят слабые ученики. Огромную помощь сейчас оказывает Интернет; появляются очень хорошие сайты по тестированию  и подготовке к ОГЭ по русскому языку, которые позволяют в режиме онлайн провести проверку знаний и объективно оценить уровень знаний. Что особенно радует - сайты хорошо оформлены, содержат много вариативных заданий и материалы для правильных ответов. Это очень важно для нашей, для сельской  школы - не потеряна связь с миром. В этом отношении приветствую инициативу "По уши в ГИА"- за что сайту отдельное спасибо!!! С результата ми тестов-всех видов - обязательно информирую родителей через дневник.

  Уже можно сделать вывод, что организация повторения и  формирование у обучающихся навыков работы с тестами в ходе подготовки к итоговой аттестации, в основном,   обеспечивают необходимое качество изучаемого материала. Повторение осуществляется в 9  классе  в течение всего учебного года и поэтапно, после изучения отдельных тем. Кроме того, по таким предметам календарно-тематическим планированием предусмотрено блочное повторение в начале и по окончанию учебного года.  На уроках  контроль повторения и подготовки к экзаменам  проводится в форме тестирования,  фронтального опроса, индивидуальной работы с учащимися. При проведении дополнительных занятий  формы работы, в основном, индивидуализированы. Учащиеся на занятиях и дома пользуются материалами  и полезными ссылками: «ОГЭ! Проблемы, пути решения», «Готовимся к ОГЭ» и т.д.

    В своей работе главными формами системной подготовки к итоговой аттестации в  основной школе вижу следующее:

 - систематический контроль над формированием языковой компетентности учащихся через проведение понятийных диктантов, взаимоопросов по изученным темам; введение в урок мини-тестов, позволяющих оперативно проверить уровень усвоения учащимися теоретических знаний; создание индивидуальных и коллективных проектов по исследованию лингвистических понятий; комплексный анализ лингвистических текстов и составление собственных научных суждений с опорой на эпиграф, проблемный вопрос;

 - через ежеурочный комплексный анализ текстов различных стилей и типов речи совершенствование лингвистической и коммуникативной компетентностей учащихся через исследование орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и стилистических норм с опорой на неадаптированные тексты;

 - организация итогового контроля в конце каждого класса только с опорой на комплексную работу с текстом с обязательным включением элементов тестирования с применением учащимися специально разработанных бланков для заполнения ответов, что способствует не только более удобной проверке, но и усвоению учащимися технологии работы с различными бланками;

 - ведение индивидуальных, групповых занятий, курсов по выбору, направленных на развитие и коррекцию знаний, умений и навыков учащихся.

Анализ результатов написания пробных экзаменов  по русскому языку в новой форме свидетельствуют о том, что большие за­труднения при подготовке к экзамену и в процессе написания са­мой экзаменационной работы вызывает как творческая часть рабо­ты (написание  подробного изложения и сочинения-рассуждения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Именно поэтому подготовка к эк­замену представляет собой многоаспектную работу, которая пред­полагает и углублённое повторение изученного ранее материала (в 5-9 классах!), и постоянную тренировку в языковом анализе, и раз­витие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста (на слух и/или зрительно), с анализом текста и созданием собственного речевого высказывания, которое соответствовало бы определенным требованиям.

 

Категория: Русский язык
09.01.2015 22:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!