СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подростковый кризис. Почему они такие?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подросток – существо невыносимое. Причем не только для окружающих, но и для себя

самого. В психологии этот период не зря называют «кризисом». Кризис означает, что нечто

старое должно уйти, а нечто новое – появиться. И подросток переживает трудности этих

перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни

психологических задач.

# Отделиться от родителей. Стать взрослым можно только через появление

собственной автономии. Автономный – значит, способный опираться на себя, значит,

принимающий собственные решения и несущий за них ответственность. Отделиться –

значит, отвергнуть все то, что насаждают и предлагают, и найти собственные решения и

смыслы (даже если потом окажется, что они очень похожи на те, что предлагались ему

родителями).

# Обнаружить себя и свой пол. Понять, кто ты такой. Что за человек. Что можешь в

этой жизни, а что нет. Что получается у тебя лучше, чем у других, а что – хуже. В чем ты

уникален и неповторим. Каков ты как будущий мужчина или женщина. Что есть женское и

мужское в каждом из нас.

# Открыть для себя мир других людей. Понять, в чем состоят законы общения.

Каковы правила взаимодействия во взрослом мире. В чем секреты общения с мужчинами и

женщинами. Что делать с любовью. И как построить отношения.

Выполнение этих задач совершенно невозможно без того, чтобы:

• отрицать все то, что предлагают взрослые, иначе не найдешь собственные ответы,

решения, смыслы;

• пытаться решать что-то самому, даже если взрослые уже предложили самое мудрое из

возможных решений;

• искать себя и ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силен, способен и стоек;

• пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или

привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым;

• активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами;

• много общаться с себе подобными, понимая, что ты не один и у них все те же проблемы.

Именно поэтому подростки бывают чрезвычайно медлительны, много времени проводят у зеркала, беспрерывно общаются, почти всегда снижают свою успеваемость, могут резко поменять свои привычки и ценности, совершенно не слушают взрослых и ведут себя вызывающе. И это не какая-то напасть, внезапно приключившаяся с ребенком, это норма поведения подростка.

Мне кажется, что взрослые значительно лучше понимали бы своих «кризисных» детей,

если бы знали, что выполнение этих важных психологических задач неизбежно

сопровождается сильными чувствами. Это прежде всего:

1. Агрессия. Отделение невозможно без злости. Любовь – это слияние. Злость – это

отделение. Подросток не может проявлять любовь к своим родителям, даже если любит их.

Он обречен на проявление всего спектра агрессивных чувств: от тихого недовольства и едва

скрываемого раздражения к вспышкам немотивированного гнева и сильной ярости. Он

вернется к любви родителям, но чуть позже. А пока его задача – отделиться, и потому почти

автоматическая реакция на любое предложение – протест. Скрытый, в виде саботажа, или

явный – в виде бурной агрессивной реакции.

2. Страх. Подросток многого боится: быть не принятым своим подростковым

сообществом, потому что тогда ему почти некуда идти. Боится не соответствовать критериям

своей компании, иначе также будет отвергнут. Боится, что его никто не заметит, и

одновременно побаивается быть замеченным, что его любовь отвергнут, но не меньше

боится того, что ее примут и с этим надо будет что-то делать. Он боится унижения и

страдает от непризнания в нем взрослого.

3. Стыд. Подросток часто стыдится своего тела, к которому не успевает привыкнуть:

так быстро оно меняется. Он стыдится проявления в себе пола и часто прикрывает это

чувство вопиющим цинизмом. Он так хочет быть красивым и неотразимым, потому что это

увеличивает шансы принятия его другим полом, но видит зачастую (не без помощи

взрослых) только недостатки, что увеличивает его стыд, его мучения и переживания.

4. Тревога. Беззаботное и счастливое детство закончилось. Начинается взрослая

жизнь. Как она сложится? Что в ней мне уготовано? Справлюсь ли? Неопределенность

рождает тревогу. Подросток тревожится гораздо больше, чем нам, взрослым, кажется.

Только не всегда умеет распознавать тревогу. Она чаше выливается в его раздражении или

полном уходе в себя.

Многие родители, вспоминая себя в этом возрасте, говорят о том, что у них никакого

кризиса не было. Они продолжали успешно учиться в школе, слушались старших,

готовились в институт. «Тем хуже для вас», – говорю я им.

Категория: Всем учителям
29.03.2017 22:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!