СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поговорим о сне...

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОГОВОРИМ О СНЕ

Сном называют периодически наступающее состояние человека и животных, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители. Во время сна происходит естественный периодический отдых человека от психической деятельности, который обусловлен биоритмами организма.

Сон и бодрствование. Регулярная смена сна и бодрствования - необходимое условие нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Пока человек не спит, активность коры его больших полушарий в основном определяется непрерывным контактом с окружающей средой посредством импульсов, поступающих из органов чувств. Когда человек ложиться спать и закрывает глаза, поток афферентных импульсов значительно уменьшается, а затем контакт с окружающей средой совсем прекращается – наступает сон. Продолжаясь несколько часов, он обеспечивает полное восстановление способности мозга к аналитико – синтетической деятельности, характерной для бодрствования.

Во время сна работа мозга не затормаживается, а перестраивается. Причем сам сон – сложное явление, которое имеет несколько стадий. Эти стадии циклически повторяются, и для полного восстановления сил необходимо, чтобы они прошли в определенной последовательности. Известно несколько стадий медленного и быстрого сна. Названия «медленный» и «быстрый» отражают характер электроэнцефалограмм – кривых, реагирующих на биотоки мозга. В состоянии бодрствования кривая показывает наличие быстро колеблющихся токов небольшой амплитуды. Когда человек засыпает, амплитуда колебаний возрастает, а сами колебания становятся медленными. Отсюда название «медленный» сон. Затем кривая биотоков мозга спящего человека изменяется: она приобретает характер быстрых колебаний, чем-то напоминающих биотоки мозга бодрствующего человека. Отсюда и название «быстрый» сон.

Для фазы быстрого сна характерны некоторые особенности: движение глаз, отдышка, нарушение ритма пульса с полным расслаблением скелетных мышц. У человека эта стадия длится недолго – в среднем 5-10 минут. Она повторяется около 5 раз в течение ночи. Обычно фаза быстрого сна связана со сновидениями.

Как уже было сказано, у человека, спящего крепким сном, все фазы сна в течение ночи повторяются несколько раз. После пробуждения такой человек чувствует себя бодрым и хорошо выспавшимся. Сновидения многие люди не помнят, хотя большинство здоровых людей их видят.

Механизмы сна и бодрствования. В головном мозге различают две основные системы путей, по которым проходят афферентные импульсы с различных рецепторов. Одни пути направляются к буграм межуточного мозга, где происходит переключение импульсов на нейроны которые, доходя до соответствующих чувствительных зон коры больших полушарий, становятся источником ответных реакций организма. Нервные волокна, идущие к буграм, дают боковые ответвления, с которых начинаются другие, более сложные пути, направляющиеся к различным образованиям среднего и межуточного мозга. Здесь импульсы многократно переключаются с нейрона на нейрон и в конечном счете направляются ко всем участкам коры, активируя ее, т.е. повышая ее возбудимость. Этот эффект исчезает и возбудимость коры резко снижается, если в реакцию включаются некоторые определенные участки ствола мозга, которые можно назвать тормозящими.

Активность коры больших полушарий сильной степени зависит от воздействия со стороны ретикулярной формации и других образований среднего и межуточного мозга. Однако эта зависимость не односторонняя: кора в свою очередь посылает к нижележащим образованиям импульсы, усиливающие или тормозящие их активность.

Таким образом, уровень возбудимости коры регулируется ее постоянным взаимодействием с нижележащими отделами мозга.

Состояние сна нельзя назвать полным покоем, бездеятельностью коры больших полушарий. Сон – это отдых коры, но отдых активный. Он характеризуется ослабленной, сильно измененной деятельностью корковых клеток, протекающей в условиях резкого ограничения притока афферентной импульсации. Во время сна биотоки коры не остаются неизменными: в течение ночного сна несколько раз периоды медленных колебаний чередуются с периодами значительного учащения колебаний и уменьшения их амплитуды.

Изолированные очаги возбуждения во время сна. Раздражения, идущие из внешней и внутренней среды, могут изменять функциональное состояние отдельных пунктов коры, повышая или понижая их возбудимость и нередко приводя их в активное состояние. Обычно возникающие очаги возбуждения быстро затормаживаются, и сон не нарушается. В иных случаях возникший очаг приводит к частичному, избирательному распространению возбуждения, основанному на ранее выработанных условных связях.

Ребенок может во сне, не просыпаясь, застонать или заплакать. У некоторых детей изолированный очаг возбуждения легко возникает в области двигательного анализатора. Такие дети во сне проявляют двигательное беспокойство, часто ворочаются. Повышенная возбудимость двигательной речевой области проявляется в том, что ребенок начинает говорить во сне.

Сторожевые пункты коры. Даже во время глубокого сна отдельные пункты коры могут сохранять состояние повышенной возбудимости. Это имеет большое биологическое значение. Высокая возбудимость пункта, раздражение которого имеет большую жизненную значимость, обеспечивает возможность быстрого пробуждения в нужный момент. Вот почему такие пункты называются «сторожевыми». В сохранении высокой возбудимости сторожевых пунктов коры существенную роль играют явления индукции: глубокое торможение других участков коры вызывает в сторожевом пункте положительную индукцию.

Наличие дежурных, сторожевых пунктов коры можно объяснить пробуждением человека точно в назначенный час (рефлекс на время), пробуждение матери при малейшем движении больного ребенка, хотя на другие, более сильные раздражители она не просыпается.

Продолжительность сна детей. Дети раннего грудного возраста почти непрерывно спят, просыпаясь только на период кормления. Новорожденный ребенок спит 20-21 час в сутки. В последующие месяцы потребность во сне несколько снижается и к трем месяцам не превышает 18 часов. С возрастом время, отводимое на ночной и дневной сон, постепенно уменьшается. Частота дневного сна также уменьшается. Начиная с 3 – 4 лет на бодрствование и сон отводиться примерно одинаковое время.

Подготовка ко сну. У ребенка легко образуются условные рефлексы на засыпание. Условными раздражителями становятся все те действия и явления, которые непосредственно предшествуют отходу ко сну. Иными словами, если ребенок каждый вечер перед сном умывается, чистит зубы, моет ноги, готовит постель и т.п., то все это, вместе взятое, вызывает условно-рефлекторное торможение коры, понижение мышечного тонуса и общего обмена веществ. В результате засыпание происходит быстрее и легче. Нарушение обычной обстановки отхода ко сну, наоборот, препятствует засыпанию. Для образования рефлекса на время, также способствующего быстрейшему засыпанию, укладывать детей надо всегда в одно и то же время. Для создания у детей положительного отношения к укладыванию движения должны быть спокойными, мягкими, речь тихой, ласковой. Надо устранять такие раздражители, как яркий свет, громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах…

Условия нормального сна. Свежий, прохладный воздух способствует более быстрому засыпанию и спокойному глубокому сну. Поэтому детям надо спать в хорошо проветренных помещениях с постоянной сменой воздуха.

Необходимо наблюдать за детьми во время сна. Ребенку не следует спать, укрывшись одеялом с головой или на животе, уткнувшись носом в подушку. Нужно, чтобы на подушке лежала только голова, а не корпус ребенка. Не надо приучать детей спать всегда на одном боку. Длительное пребывание в одном и том же положении может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника.

Очень важно, чтобы дети имели свою индивидуальную кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для хорошего, спокойного отдыха.

Сновидения. Сновидения также представляют собой результат активности определенных комбинаций возбужденных клеток на общем фоне коркового торможения. Во время сновидения многие пункты коры вступают в сложное взаимодействие, что может привести к некоторому подобию нормальной корковой деятельности. Однако это подобие лишь кажущееся. Деятельность корковых клеток во время сна резко отличается от их деятельности в состоянии бодрствования.

Источником сновидений могут быть различные раздражения, исходящие из внешней или внутренней среды. Нередко источником сновидений могут быть следы дневной активности корковых клеток: отдельные пункты коры как бы сохраняют те функциональные взаимоотношения, которые имели место во время бодрствования.

Сновидения, как правило, не могут предсказать ход будущих событий, но вера в сновидения может весьма и весьма сильно отразиться на жизни человека. Ведь каждый из нас строит для себя программу жизни. Одни, например, решаются идти в СПТУ, другие – в техникумы, третьи хотят окончить среднюю школу и пойти в институт. Может ли на выбор дальнейшей жизни повлиять сновидение? Да, может, если человек верит в него. Ведь состояние выбора вещь нелегкая, она требует размышления, большого труда. Вера в сновидение, примету, гадание может повлиять на решение.

Литература:

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учебник пособие для 9-10 классов средней школы. Факультативный курс. Москва, «Просвещение», 1989 г.

  1. Кабанов А.М., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ.Издание 2-е, переработанное. Москва, «Просвещение», 1975 г.

15.01.2017 17:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!