СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полезная информация (для учителей и родителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителю полезно знать что аудиалы воспринимают мир ушами. Им не нужен контакт глазами, т.к они вслушиваются в речь, интонацию. Они любят повторять то, что услышали, трогают ухо. Из мимики у них выразителен рот. Они любят говорить и слушать, запоминая произношение слов и интонации. Они любят пошуметь и скорее переспросить, нежели записать. У них в большей степени развита слуховая память, они любят повторять вслух. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.

Визуалы воспринимают мир глазами. Им нужен контакт с глазами собеседника, у них преобладают рисующие жесты, они часто потирают глаза. Визуалы хорошие рассказчики, так как «видят» картину рассказа. Они любят придумывать и мечтать. А так как у них больше развита визуальная память, они лучше запоминают то, что видели на уроке. Слушая, они переводят глаза от говорящего, чтобы транслировать услышанное во внутренний образ. Для этого визуалу нужно немного времени. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.

Кинестетики воспринимают мир телом. Они любят движения – в этом их потребность. Им просто необходимо двигаться, трогать, пробовать и нюхать. Они любят «кучковаться», разбиваться на пары, группы. Рассказывая, кинестетики используют пантомиму. У них больше развита механическая память, когда слова сопровождаются движениями, внешне выраженным ритмом. Кинестетикам необходимы действия с материалом: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. Знание таких особенностей учащихся дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета.

Признавая факт ВКВ, психологи, однако, отмечают, что современные дети в значительной мере полисенсорны, т.е. у многих из них смешанные типы восприятия, когда к ведущему каналу присоединяются и сопутствующие каналы [Гвоздева 2000]. Печально только когда факт ведущего канала игнорируется и детей одноканальных насильно перестраивают на другие, не их каналы. Неуспех и разочарование в таких случаях неизбежны. Сказанное выше приводит к выводу, что в условиях массовой школы целесообразно использовать задания полисенсорной направленности, которые сочетают ВКВ аудиалов, визуалов и кинеститиков. Так, например, желательно, особенно на младшей и средней ступенях, чтобы текст урока был прочитан для визуалов, прослушан для аудиалов, а кинестетики имели возможность в нем что-то подчеркнуть, выписать, графически изменить и т.д. Такие действия полезны всем, но при этом каждый находит подкрепление и опору необходимые его ВКВ [Митина 1991]. Помимо учета индивидуальных особенностей ВКВ психологи используют понятие ведущей сенсорной культуры образования, свойственной каждой возрастной группе [Вайсбурд 1999]. В каждом звене обучения прослеживается своя историческая сформировавшаяся сенсорная культура образования, знание которой необходимо для повышения эффективности работы всей образовательной системы. Младшая школа – кинестетическая культура образования. Важно использование прикладного материала, научение через делание своими руками, движение и физическая активность. Среднее звено – аудиальная культура образования. Учителя начинают оперировать более абстрактными понятиями, добавляется лекционная форма обучения. Возрастает роль эмоционального общения, а не делания. Старшее звено – визуальная культура образования. Широко предлагаются разные формы наглядности, такие как схемы, демонстрации и диаграммы в дополнение к текстам. Соответственно этому складываются определенные соотношения сенсорных типов в группах учеников. С первого по четвертый класс – более 80% учащихся – кинестетики. В 10-11 классе и во взрослых группах: 40% - визуалы, 20% - аудиалы, 20% - кинестетики, 20% - полисенсорные люди. (2) Исторически сложившаяся культура образования в разных звеньях предъявляет определенные требования к репрезентации учителя. Именно он обязан создать условия детям для наилучшего усвоения информации.

10.08.2017 07:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!