СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Порядок больше всего помогает ясному усвоению. (Методика обучения конспектированию)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из особенностей современного мира — ускорение изменений, стремительный рост знаний. По некоторым данным, объем информации в мире удваивается за каждые 18 месяцев. Нельзя объять необъятное, и чтобы личность смогла быть успешной в быстро меняющемся мире, она должна уметь выделять главное в любой поступающей информации, систематизировать ее. Навыки, необходимые для успешной работы с информацией, нужно формировать еще в школе. Учителя истории и других предметов, где учебный материал представлен в виде текстов, часто сталкиваются с тем, что некоторые ученики не справляются с программой из-за своего неумения получать нужную информацию из текста. Как утверждал Цицерон, “порядок больше всего помогает ясному усвоению”, поэтому важно научить школьников сжимать, уплотнять, схематизировать, обобщать информацию, выявляя “основной смысловой остов” материала. Но для решения этих задач объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно, необходимо формировать перечисленные умения в деятельности, например, используя работу по составлению опорного конспекта к тексту.

Составление опорных конспектов позволяет научить школьников:

  • извлекать информацию из текста, понимать смысл прочитанного;
  • разделять материал на основной, который должен прочно зафиксироваться в долговременной памяти, и второстепенный, без которого можно обойтись;
  • устанавливать взаимосвязь между основными содержательными компонентами материала;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • сжимать информацию, выделяя главное; свертывать информацию;
  • критически оценивать результаты своей работы.

Работа над опорным конспектом позволяет увеличить количество повторений изучаемого материала, сохраняя разнообразие форм и не надоедая с этим материалом ученикам. В результате информация проходит через сознание ученика несколько раз. Это обеспечивает усвоение не только главного, но и всего программного материала, так как позволяет ученику переосмыслить информацию, полученную из текста, и сделать ее своей интеллектуальной собственностью.

Вашему вниманию предлагается разработанный мной алгоритм проведения занятий по обучению конспектированию, который может быть использован на материале большинства учебных предметов.

Категория: Всем учителям
24.02.2017 21:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!