СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио педагогической деятельности учителя начальных классов Савельевой Нины Андреевны

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка

имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова

Городищенского района

Пензенской области

Портфолио

педагогической деятельности

Савельевой Нины Андреевны

Учитель

начальных классов

первой квалификационной категории

2017 год

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

Савельевой Нины Андреевны.

В МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка Городищенского района работаю с 1985 года. Имею непрерывный стаж педагогической деятельности. С 2003 года работала по УМК «Школа России».

В профессиональной деятельности каждого учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, осознать причины затруднений и спроектировать дальнейшие цели профессионального развития.

В 2011-2012 учебном году я начала работать по введению ФГОС начального общего образования. Изучив концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что моя цель - научить детей учиться - актуальна и сейчас. Данная цель соответствует методической теме работы педагогического коллектива нашей школы. Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие задачи:

1. Развитие творческого потенциала у обучающихся. Особое внимание уделяю таким качествам как активность, любознательность, фантазия, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Стараюсь, чтобы эти способности постоянно развивались и у меня.

2. Воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации.

3. Развитие рефлексии младшего школьника в учебном процессе. Считаю, что это способствует развитию ребенка как субъекта отношений с миром, людьми, самим собой; успешной самореализации обучающихся в образовательных видах деятельности. Большую помощь в реализации данной задачи оказал собственный опыт работы по теме самообразования «Развитие рефлексии младшего школьника в процессе обучения математике».

Поэтому с 2011 года работаю по формуле Д. Познера:

опыт + рефлексия = развитие. Эта формула, считаю, приемлема и для обучающихся.

С 2007 по 2010 гг. работала по УМК «Школа России». Выбор данного УМК обусловлен необходимостью реализации технологии личностно- ориентированного образования, над которой работал Городищенский район, наша школа. Важным отличием данного УМК считаю наличие системы педагогической диагностики с 1 по 4 класс. Это помогает учителю видеть индивидуальное продвижение каждого ученика, оказывать своевременную помощь и не допустить превращения затруднений в проблему.

Поэтому очень важным считаю на этапе планирования предстоящей деятельности определить для себя цель, что будет результатом деятельности и каким путем придем к цели.

С приходом ребенка в школу учебная деятельность не проявляется сразу, ее нужно помочь освоить. Работу начинаю с формирования учебно-познавательного мотива у учащихся (Я хочу знать и уметь). Следующим шагом в работе было определение уровня развития интереса к содержанию и процессу учения у детей. С этой целью проводила тест по методике М.В. Матюхиной «Выбор любимых занятий на уроке». Обследование проходило по группам. Данная методика проводилась дважды. Выявив уровень развития учебных интересов на начальном этапе и при повторной диагностике, учитель может отследить динамику развития интереса учащихся к содержанию и процессу учения.

При рассмотрении уровней сформированности способностей детей выделила те сферы учебной деятельности, где ученик наиболее зависим от учителя (на начальном этапе): выбор цели, планирование, контроль и оценка. Это наиболее рефлексивные компоненты учебной деятельности, требующие учета границ своих знаний и умений. Поэтому большое внимание в работе уделяю формированию компонентов учебной деятельности.

В связи с переходом на ФГОС НОО я сформулировала следующую проблему: «Осуществление личностно – ориентированного подхода в преподавании каждого учебного предмета как методологическое основание данной программы». Наполняемость класса, в котором работаю последние 2 года достаточно разноуровневое.

В ходе работы по данной проблеме была создана система совместной деятельности, определившая для себя следующие критерии: Справедливость, Индивидуальный подход, Саморефлексия, Терпение, Единство обучения и воспитания, Мудрость, Активность; для обучающихся: Самостоятельность, Индивидуальность, Самопознание (саморефлексия), Творчество, Естественность, Мобильность, Активность.

Свои занятия стараюсь сделать интересными, познавательными, развивающими способность сосредоточиться на самом себе, своей деятельности; показываю необходимость знаний, личную заинтересованность и активность в предстоящей деятельности. Особое внимание в работе уделяю развитию внутренней мотивации. Поэтому модель моих уроков имеет замкнутую структуру: урок начался с мотивации и закончился мотивом к дальнейшей самостоятельной деятельности. Считаю, что такая модель урока активизирует внимание, приучает к осмысленной работе и помогает сосредоточиться на результатах своей деятельности, что способствует эффективному использованию рабочего времени на уроке. На каждом этапе организации учебной деятельности одним из важнейших условий успеха было обеспечение мотивации и стремления учащихся к самостоятельному планированию, реализации плана, оцениванию своей деятельности по мере продвижения к цели через: краткие беседы (сравнение результатов учебной деятельности по выполнению заданий планируемой и осознанной самим исполнителем); по лесенке; по шкале.

Учитывая учебные возможности класса и отдельных учеников, я организовываю индивидуальную, фронтальную и коллективную работу учащихся. Большое внимание уделяю развитию активной познавательной деятельности, использую приемы моделирования.

Контроль знаний, умений и навыков осуществляю в различной форме: индивидуальный опрос; фронтальный; тестирование, диагностика; математические и орфографические диктанты; контрольные и проверочные работы.

Учу воспринимать неудачи не как повод для переживаний, а как сигнал к действию. Это один из вариантов, он оказался удачным. А для этого в классе создаю благоприятную, доброжелательную атмосферу.

Постоянно нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. При этом отдаю предпочтение нетрадиционным формам, использованию ИКТ, интерактивным технологиям обучения. Появилась необходимость организовать активную деятельность каждого обучающегося в классе на всех этапах урока. Поэтому слежу за новинками в методической литературе, журналах, газетах, интернете, поддерживаю связь с коллегами из разных школ.

Особую значимость придаю единству обучения и воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

В реализации данных задач большую роль играет сотрудничество с родителями. Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает родителям увидеть своих детей в новой социальной роли (Я-ученик), отследить результаты своего домашнего воспитания, выявить причины неудач своего ребенка и порадоваться его успехам. А чтобы работа была осознанной и значимой для родителей, в начале года совместно планируем воспитательную работу на учебный год, выявляем актуальные вопросы для рассмотрения на родительских собраниях. Приглашение родителей на классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные встречи и консультации, совместная подготовка и проведение праздников помогают мне создать единую систему полноценного взаимодействия всех участников образовательного процесса: учитель — дети — родители. Это дает свои результаты.

С момента последней аттестации повышала свою квалификацию:

  1. Курс обучения по программе «Новые инновационные технологии. Проектная методика средствами ИКТ». (2010 год)
  2. Учебный курс «Основы компьютерной грамотности» (2011 год)
  3. Краткосрочное обучение в Пензенском институте развития образования по программе «Методика преподавания в начальной школе. ФГОС НОО: актуальные проблемы введения». (2011 год)
  4. Краткосрочное обучение в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы по программе «Информационно-коммуникационные технологии»

(2011 год).

В течение всего периода работы обучающиеся принимают участие в международном конкурсе по математике «Кенгуру».

Стараюсь принимать активное участие в профессиональной деятельности.

1. В 2009 году выступала на районном семинаре учителей начальных классов, обобщила опыт работы по теме «Развитие рефлексии младшего школьника в процессе обучения математике»

2. В 2011 году принимала участие в школьной образовательной выставке «Инновационная деятельность как условие реализации Регионального комплексного проекта модернизации образования». Провела сравнительную характеристику учебно-воспитательного процесса как новатор внедрения ФГОС в пределах школы.

3. С 2008 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов, являюсь членом методического совета школы.

4. Самостоятельно осваиваю работу с интерактивной доской.

С 01.09.2011 года осуществляю работу по введению ФГОС второго поколения. Для своей работы выбрала УМК «Гармония». Выбор данного УМК обусловлен тем, что примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого традиционного и развивающего обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются альтернативными. В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.

Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;

- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

- соблюдение баланса между интуицией и знанием;

- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;

- опору на опыт ребенка;

- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;

- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;

единство интеллектуальных и специальных умений;

-создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.

Для формулирования цели дальнейшей деятельности подходят слова В. А.Сухомлинского: «Главная задача школы — научить детей пользоваться инструментом, с помощью которого человек всю жизнь овладевает знаниями».

18.09.2017 17:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!