СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проявления насилия в образовательном учреждении отражают существующие в нем проблемы. В школах и училищах, где случаи насилия происходят часто, неблагоприятная социально-психологическая атмосфера, которая, в свою очередь, способствует распространению и закреплению насилия.
Сталкиваясь с насилием среди учащихся, некоторые педагоги и руководители образовательных учреждений занимают позицию невмешательства, считая конфликты в детско-подростковом коллективе нормальным и неизбежным явлением, необходимым для воспитания характера, жизнестойкости, умения отстаивать свои взгляды, постоять за себя и быть готовыми к сложной взрослой жизни. Попустительство «небольшому» насилию, как правило, приводит к его перерождению в буллинг не только слабых и непопулярных учеников, но и учителей.
Аналогичная ситуация складывается и в том случае, когда у образовательного учреждения авторитарное руководство, которое стремится жестко контролировать все аспекты жизни школы или училища. Подобный контроль держит педагогический и ученический коллектив в напряжении, но не избавляет от насилия, наоборот, способствует формированию у учащихся модели агрессивного поведения, которое направляется на сверстников и педагогов.
Руководство и учителя образовательных учреждений, не справляясь с насилием как в первом, так и во втором случае, часто делегируют ответственность за поддержание видимости порядка самим инициаторам насилия, заботясь главным образом о том, чтобы о происходящем в школе или училище не узнали вышестоящие инстанции. В таких ситуациях учащиеся остро ощущают, что учителя ничего не делают, и воспринимают взрослых как людей, не контролирующих ситуацию, а потому не имеющих ресурсов для защиты и поддержки пострадавших. При этом все учащиеся испытывают последствия неблагополучной ситуации в школе или училище:
Насилие также негативно сказывается на преподавателях и других сотрудниках школы или училища. В образовательных учреждениях с авторитарным руководством объектом притеснения и унижения становятся сами учителя, вспомогательный и технический персонал. Нездоровые отношения в учительском коллективе переносятся в ученическую среду.
Неспособность или нежелание образовательного учреждения справиться с проявлениями насилия приводит к конфликтам с родителями и их отчуждению от школы (училища). Родители перестают посещать родительские собрания, участвовать в жизни образовательного учреждения, переводят пострадавшего ученика или обидчика в другую школу или училище.
Многочисленные негативные последствия насилия в образовательном учреждении для всех вовлеченных сторон требуют тщательно спланированных и решительных мер по его преодолению.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 103