СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов в системе образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

С. А.Дудковская

государственное учреждение образования

«Движковская базовая школа Ельского района»

ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Вот уже 27 лет я работаю в системе образовании: 24 - в роли учителя русского языка и литературы, 3 - в роли руководителя государственного учреждения образования "Движковская базовая школа Ельского района". И всегда основной задачей моей работы было повышение качества знаний учащихся, накопление, обработка и обмен информацией с учащимися, коллегами.

Достаточно долго для решения задач накопле­ния, обработки и распространения полу­ченной информации были мозг, язык и слух. При подготовке к учебным занятиям уходило большое количество времени: написание конспекта урока, подготовка дидактического материала, наглядности.

В течение последних 15 лет положение в корне изменилось с появлением компьютеров.

Вначале каждому учителю необходимо было научиться различать процессы компьютеризации и информатизации процесса обучения, где компьютеризация обучения — это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники, а информатизация -это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера.

Компьютер стал инструмен­том, применение которого приве­ло к кардинальным изменениям в образовательном процессе.

Далее для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо было разобраться с сутью этого понятия.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet: источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля, возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.);

Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц;

Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных;

Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей;

Paint – программа для рисования;

Microsoft PowerPoint – программа презентаций.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, когда позволяют при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат.

В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, рефлексии.

При этом для учащегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как средство подготовки текстов, их хранения, текстовый редактор, вычислительная машина больших возможностей.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при программировании, создании программных продуктов.

Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.

Досуговая среда организуется с помощью игровых программ; компьютерных игр по сети, компьютерного видео.

С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве. Поэтому перед администрацией и педагогическим коллективом государственного учреждения образования "Движковская базовая школа Ельского района" стоит цель - получение 100% сертификатов пользователей ИКТ. В течение 2012-2015 годов 100% членов администрации имеют сертификаты пользователей ИКТ, а также 63 % педагогов.

Информационные образовательные технологии ворвались в нашу жизнь стремительно. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику образовательного процесса компьютеров, объединенных как в локальную сеть, так и имеющих выход в глобальную сеть.

Применение информационных технологий в процессе обучения в школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения учащимися информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Развитие информационных образовательных технологий позволит работать над одним проектом, вести совместные исследования и быстро обмениваться результатами людям, находящимся далеко друг от друга.

При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности: познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями. Развитие этой компетентности надо начинать во время обучения будущих педагогов в вузах.

Использование новых информационных технологий приведут к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его профессиональной мобильности и, естественно, вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в учреждении образования.

Информационные образовательные технологии позволяют наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционной среде обучения позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности учащихся, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

Учащийся перестает быть пассивным слушателем и вовлекается в активную познавательную деятельность, а учитель становится координатором образовательного процесса.

27.02.2021 17:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!