СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение качества и доступности образования учащихся с ОВЗ через осуществление взаимодействия и преемственность начального и основного общего образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование детей с ЗПР многогранный и сложный процесс, который требует от учителя особенного подхода в начальной школе, чтобы в дальнейшем ребенок удовлетворительно обучался в среднем звене и старшей школе. (слайд)

Обучение в 3 классе является главенствующим годом, когда дети получают перечень знаний, умений и навыков по учебным предметам, а в 4 классе эти знания углубляются, уточняются, и мы видим, каких результатов достиг каждый ребенок по окончанию начальной школы.

Хотелось бы подробнее остановиться на основных учебных предметах, таких как математика и русский язык, и рассказать из своего опыта какие трудности возникают у детей при их изучении в начальной школе, и на что важно обратить внимание, что бы обучающиеся могли перейти в 5 класс с устойчивыми знаниями, умениями и навыками.

Итак, обучение математике опирается на знания и представления, которые дети получают еще в дошкольный период своей жизни. Они взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, постепенно приобретая сведения, которые становятся основой их дальнейшего школьного обучения. Я выделяю два вида причин, которые затрудняют формирование основных учебных навыков у детей: неспецифические и специфические.

слайд К неспецифическим причинам возникновения затруднений в усвоении математического материала отношу низкую работоспособность и слабую концентрацию произвольного внимания. Особенно это заметно при выполнении примеров и задач, которые требуют интеллектуальных усилий. При неверном подходе дети за урок смогут сделать только несколько примеров и одну задачу, с учетом того, что учитель будет оказывать направляющую и организующую помощь.

слайд Специфических причин выделяю больше. Например:

  • не сформирован переход от практических действий с предметами к арифметическим действиям с числами;
  • не закрепились понятия «больше - меньше»;
  • недостаточно развиты пространственные представления;
  • отсутствует умение делить число на удобные для вычисления части.

В ходе планомерной работы на протяжении трех лет, выделю темы, при изучении которых у детей возникали наибольшие затруднения.

Частыми являлись ошибки при записи состава чисел (сотни должны располагаться слева от десятков, а единицы - справа). Подобные затруднения отмечались у большинства обучающихся в моем классе, и они трудно корригируемы.

Выделяю наличие элементарных ошибок при выполнении действий сложения и вычитания, умножения и деления:

  • незнания состава числа;
  • непонимания взаимосвязи между операциями сложения и вычитания;
  • затруднений в соотнесении действий умножения и деления.

С этими трудностями я столкнулась в третьем классе, когда наступило время решать сложные выражения, дети затруднялись и проявляли негативные реакции к подобным заданиям.

Недостаток гибкости мышления и неумение пользоваться мыслительными операциями на различном математическом материале приводят к неспособности решать задачи несколькими способами, составлять варианты выполненных решений. В 4 классе мы продолжаем работу над решением задач двумя и тремя способами. Из моего класса самостоятельно и верно подобного типа задачи могут решать только два обучающихся из 5, остальным же требуется непосредственная помощь со стороны.

Важнейшим принципом успешного преподавания математики является включение упражнений, требующих применения анализа и синтеза одновременно. В процессе обучения важно стараться использовать адекватную и понятную систему обозначений. Поэтому и в среднем звене важно тоже использовать наглядное сопровождение к заданиям, так как нередко понимание математики наступает с восприятием удачной формы записи или иллюстрации.

Дети с ЗПР при изучении в начальной школе такого учебного предмета как русский язык знакомятся с множеством тем, углубление и уточнение которых будет продолжаться в средней школе. Но уже сейчас крайне трудными заданиями для обучающихся являются: написание изложения по тексту и рассказа по картине. слайд

Дети в связи со своими специфическими особенностями привносят постороннюю информацию в текст, нарушают сюжетную последовательность, описывают содержание не соответствующее представленной картине. Таким образом, я могу утверждать то, что у детей к 5 классу будут отмечаться трудности на уроках русского языка именно в следующих пунктах:

  1. неумение правильно построить предложение устно, оформить его письменно.
  2. трудности с самостоятельным анализом продуктов своей деятельности. Дети попросту не видят как грамматические и пунктуационные ошибки, но и речевые ошибки.

Многие затруднения обучающихся накапливаются на протяжении всего времени обучения в начальной школе и усугубляются в связи со слабой учебной мотивацией и низкому уровню самостоятельности. Большинство коллег согласятся, что домашнюю работу дети делают дома с родителями, не вникая в процесс ее выполнения.

слайд Поэтому уже в начальной школе классному руководителю необходимо проводить работу с родителями и объяснять, что ребенок должен научиться сам выполнять домашнее задание, ведь зачастую своей гиперопекой родители препятствуют полноценному усвоению материала ребенком. Таким образом, при переходе ребенка в среднее звено, можно выделить основные проблемы:

  1. необходимость адаптации к видоизменению образовательного процесса и кабинетному обучению. (обучение в разных кабинетах, с разными учителями у которых своя методика преподавания, в том числе и смена классного руководителя –все это становится причиной для тревоги детей)
  2. новые требования к оформлению различных видов работ.
  3. наличие пробелов в знаниях, умениях, навыках накапливаются из-за стрессовой ситуации, которую испытывают дети при переходе в среднее звено.
  4. неадекватное взаимодействие родителя с ребенком в рамках обучения (гипоопека, гиперопека).

Один из эффективных путей решения обозначенных проблем - обеспечение преемственности обучения в начальном и среднем звене. слайд

Преемственность можно обеспечить следующими способами:

  1. взаимодействие учителей предметников с классным руководителем 4 класса. Благодаря этому учителя смогут заранее узнать о недостатках в знаниях умениях и навыках каждого конкретного ребенка, об особенностях психофизического развития, работоспособности, семейной обстановке. На основе данной информации, возможно выстроить план работы по адаптации ребенка в среднем звене.
  2. взаимопосещение уроков учителями младших и старших классов с целью уточнения вариантов оформления заданий, предъявляемых требований к различным видам работ. Детям будет значительно проще обучаться в 5 классе, если будет выстроено единообразие требований со стороны учителей.
06.11.2022 21:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!