СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Образование детей с ЗПР многогранный и сложный процесс, который требует от учителя особенного подхода в начальной школе, чтобы в дальнейшем ребенок удовлетворительно обучался в среднем звене и старшей школе. (слайд)
Обучение в 3 классе является главенствующим годом, когда дети получают перечень знаний, умений и навыков по учебным предметам, а в 4 классе эти знания углубляются, уточняются, и мы видим, каких результатов достиг каждый ребенок по окончанию начальной школы.
Хотелось бы подробнее остановиться на основных учебных предметах, таких как математика и русский язык, и рассказать из своего опыта какие трудности возникают у детей при их изучении в начальной школе, и на что важно обратить внимание, что бы обучающиеся могли перейти в 5 класс с устойчивыми знаниями, умениями и навыками.
Итак, обучение математике опирается на знания и представления, которые дети получают еще в дошкольный период своей жизни. Они взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, постепенно приобретая сведения, которые становятся основой их дальнейшего школьного обучения. Я выделяю два вида причин, которые затрудняют формирование основных учебных навыков у детей: неспецифические и специфические.
слайд К неспецифическим причинам возникновения затруднений в усвоении математического материала отношу низкую работоспособность и слабую концентрацию произвольного внимания. Особенно это заметно при выполнении примеров и задач, которые требуют интеллектуальных усилий. При неверном подходе дети за урок смогут сделать только несколько примеров и одну задачу, с учетом того, что учитель будет оказывать направляющую и организующую помощь.
слайд Специфических причин выделяю больше. Например:
В ходе планомерной работы на протяжении трех лет, выделю темы, при изучении которых у детей возникали наибольшие затруднения.
Частыми являлись ошибки при записи состава чисел (сотни должны располагаться слева от десятков, а единицы - справа). Подобные затруднения отмечались у большинства обучающихся в моем классе, и они трудно корригируемы.
Выделяю наличие элементарных ошибок при выполнении действий сложения и вычитания, умножения и деления:
С этими трудностями я столкнулась в третьем классе, когда наступило время решать сложные выражения, дети затруднялись и проявляли негативные реакции к подобным заданиям.
Недостаток гибкости мышления и неумение пользоваться мыслительными операциями на различном математическом материале приводят к неспособности решать задачи несколькими способами, составлять варианты выполненных решений. В 4 классе мы продолжаем работу над решением задач двумя и тремя способами. Из моего класса самостоятельно и верно подобного типа задачи могут решать только два обучающихся из 5, остальным же требуется непосредственная помощь со стороны.
Важнейшим принципом успешного преподавания математики является включение упражнений, требующих применения анализа и синтеза одновременно. В процессе обучения важно стараться использовать адекватную и понятную систему обозначений. Поэтому и в среднем звене важно тоже использовать наглядное сопровождение к заданиям, так как нередко понимание математики наступает с восприятием удачной формы записи или иллюстрации.
Дети с ЗПР при изучении в начальной школе такого учебного предмета как русский язык знакомятся с множеством тем, углубление и уточнение которых будет продолжаться в средней школе. Но уже сейчас крайне трудными заданиями для обучающихся являются: написание изложения по тексту и рассказа по картине. слайд
Дети в связи со своими специфическими особенностями привносят постороннюю информацию в текст, нарушают сюжетную последовательность, описывают содержание не соответствующее представленной картине. Таким образом, я могу утверждать то, что у детей к 5 классу будут отмечаться трудности на уроках русского языка именно в следующих пунктах:
Многие затруднения обучающихся накапливаются на протяжении всего времени обучения в начальной школе и усугубляются в связи со слабой учебной мотивацией и низкому уровню самостоятельности. Большинство коллег согласятся, что домашнюю работу дети делают дома с родителями, не вникая в процесс ее выполнения.
слайд Поэтому уже в начальной школе классному руководителю необходимо проводить работу с родителями и объяснять, что ребенок должен научиться сам выполнять домашнее задание, ведь зачастую своей гиперопекой родители препятствуют полноценному усвоению материала ребенком. Таким образом, при переходе ребенка в среднее звено, можно выделить основные проблемы:
Один из эффективных путей решения обозначенных проблем - обеспечение преемственности обучения в начальном и среднем звене. слайд
Преемственность можно обеспечить следующими способами:
© 2022, Жданова Екатерина Николаевна 48