СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое обучение в СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные методы реализации образовательной модели при практическом обучении в СПО.

Вадим Владимирович Сторублевцев, мастер производственного обучения

ГБПОУ ВО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»

г. Борисоглебск, Воронежская область

К современному специалисту любой области или отрасли предъявляются требования фундаментальных знаний в профессиональной деятельности, необходимые навыки владения совокупностью программных средств, которые помогают ориентироваться в информационном пространстве. Значит задачей преподавателя учреждений среднего профессионального образования становится воспитание профессионала с активной жизненной позицией, компетентного в своей сфере деятельности, с умением ориентироваться в изменяющихся условиях, готового решать профессиональные задачи, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации. На базе новых информационных технологий функционируют электронные ресурсы и составляют основу для становления современной медиасреды. Мультимедиа относится к быстро развивающейся информационной технологии, которая отличается от других развивающихся технологий следующими формами представления:

-интеграция в одном программном продукте различных видов информации;

- работа в режиме реального времени;

- новый уровень интегрированного общения «человек — компьютер».

Информационные технологии позволяют использовать, корректировать и сохранять опыт создавать такие электронные средства обучения, которые интегрируют свойства практически всех традиционных средств, содержащий в информационных средах, обмениваться им, сочетать достижения педагогических и информационных технологий, минимизировать расходы на обучение. Общие принципы и подходы в организации образовательного процесса повышают свою эффективность в профессионально-практической подготовке студентов колледжей в условиях перехода к разным инновационным моделям и методам обучения,

Современные образовательные модели основаны на принципах, которые фактически заставляют пересмотреть роли преподавателя и студента. Обязательства преподавателя при применении инновационных технологий заключается в том, чтобы создать в учебной аудитории такие условия, которые бы позволили развить у студентов умение критически мыслить, анализировать, побуждать их к тому, чтобы в процессе дискуссии поделиться своими мыслями, идеями, знаниями и опытом. Обязательства студента заключается в том, чтобы обогащая своей творческой энергией учебный процесс, принять на себя долю ответственности за его результативность. При этом студенты должны осознавать, что преподаватель находится в аудитории для того, чтобы помочь им, и они должны воспользоваться этим в полной мере, однако основная ответственность за то, чему они научились, лежит на них. Каждая дисциплина в учебно-методическом комплексе должна опираться на использование отдельных элементов информационных технологий, обеспечивать повышение эффективности взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе и новое качество образовательной среды. Особенностью учебно-методических комплексов по дисциплинам, использующих электронные образовательные ресурсы, является то, что они оптимально сочетают систематизацию теоретических знаний и практических навыков студентов, повышают качество текущего контроля успеваемости, развивают навыки самоконтроля студентов, позволяют актуализировать и сохранить интерес студента к выбранной профессии.

Каждый тип электронных образовательных ресурсов, включенный в учебно-методический комплекс, имеет свои преимущества и вносит разный вклад в повышение эффективности образовательного процесса.

Сфера образования представляет собой одну постоянно развивающихся отраслей. Во многом именно она определяет создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Поэтому внедрение новых форм и методов работы - постоянная потребность образования. Благодаря внедрению инноваций формируется новое образовательное пространство - система глобального, индивидуализированного и непрерывного образования. На сегодняшний день главная задача педагогов - не дать знания, а научить их добывать. Поэтому сейчас всё больше набирают популярность активные методы обучения, которые заключаются в самостоятельном добывании знаний, активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают мышление и формируют практические умения и навыки. Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений, или на основе обогащения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения традиционных целей, содержания и средств образования. В условиях образовательных реформ особое значение в учебных заведениях приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Сложность инновационных процессов определяется тем, что они требуют большой психологической перестройки деятельности преподавателя. Психологическая перестройка личности преподавателя осложняется наличием множества устаревших стереотипов деятельности, установок и привычек. Процесс разрушения, преодоления и замены старых стереотипов новым, более совершенным опытом инновационной деятельности осуществляется постепенно и предполагает прохождение нескольких этапов: формирование проблемного сознания, информационный поиск, программирование, реализацию программы и закрепление нового опыта.

Активные и интерактивные методы обучения в СПО

Понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения часто взаимозаменяются, содержание их практически идентично, но главное их отличие друг от друга - это «уровень активности». Активные методы предполагают энергичную мыслительную и практическую деятельность обучающихся, то есть не преподаватель излагает готовые знания, а студенты самостоятельно ими овладевают. Интерактивные же методы подразумевают взаимодействие с другими студентами в режиме диалога.

Основная цель обучения - научить применять полученные знания на практике. К активным методам часто относят проблемные лекции, вебинары, skype-конференции, создание проектов, кейсов, игры, дискуссии, эксперименты, эвристические методы и другие.

Применение интерактивных методов обучения в СПО решает проблему недостаточной мотивации обучающихся. В интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и практические занятия. Вместо традиционных лекций проводятся лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемых преподавателем. Такой подход активизирует познавательную деятельность студентов.

К интерактивным методам относятся следующие формы организации обучения:

- дискуссия и эвристическая беседа;

- метод проектов;

- мозговой штурм;

- кейс-метод;

- ролевые и деловые игры;

- тренинги.

Большим потенциалом в СПО обладают деловые игры, основанные на имитации профессиональной деятельности. Плюс деловой игры в том, что она позволяет наиболее полно воспроизвести профессиональную деятельность и развивает умение работать в коллективе.

Деловые игры часто применяются в совокупности с другой формой активного обучения - тренингами. Тренинги представляют собой совокупность игр и упражнений, которые объединяются в систему с помощью теоретических модулей. Участники тренинга развивают профессиональные компетенции, учатся преодолевать барьеры и результативно взаимодействовать с другими.

Модель реализации инновационных форм организации обучения в процессе прохождения студентами учебной практики.

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности, которые проявляются при прохождении учебной практики. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, к решению профессиональных задач.

В процессе получения профессионального образования закладывается подготовка студентов к жизни, труду и творчеству в образовательном учреждении Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций. В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности. Для этого процесс обучения и организационная методика занятия должны быть построены так, чтобы широко вовлекать студентов в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Общие требования к учебному занятию кратко можно сформулировать так:

- вооружать студентов сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у студентов прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на занятии, формировать у студентов в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие студентов, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у студентов самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с литературой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

- формировать у студентов положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Инновационные формы организации учебного процесса практики в первую очередь позволяют сменить целевую установку занятия «дать образование» на установку «образование как самореализация». Происходит смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, определяющий такую основную задачу преподавателя, как определение того, что именно, какой образовательный продукт создадут студенты в ходе занятия. Также значение инновационных форм организации обучения состоит в переходе от профессиональной подготовки, ориентированной на знания, умения и навыки на компетентностностный подход. Этот процесс имеет место, если происходит включение в план проведения занятия выявление личностной и социальной значимости темы, способствующее образованию реальной заинтересованности студентов в учебном материале, несущем практическую значимость. В свою очередь это происходит благодаря замещению заданий, не предполагающих индивидуального решения, на эвристические, проблемные задания. Такие задания не имеют однозначных «правильных» ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения студента. Таким образом, сотрудничество студента и преподавателя, предполагающееся в инновационных формах организации обучения, приводит к тому, что усвоение знаний становится уже внутренней целью обучающихся, что в свою очередь повышает эмоциональный уровень, интенсифицируя усвоение материала.

Спроектированный комплекс методов подготовки социальных работников как специалистов открытого социального пространства реализовывался нами через: проблемную лекцию, групповую дискуссию, деловые, имитационные, ролевые игры, практикумы, тренинги, упражнения, проекты, тестовый контроль.

Одним из наиболее эффективных средств формирования профессиональной компетентности в социально-педагогической деятельности являлся анализ педагогических ситуаций (case study), обладающий значительным мотивационным потенциалом.

В деловой игре обучение студентов происходило в процессе совместной деятельности, причем каждый решал свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

Активные методы обучения были реализованы также через проектное обучение, позволяющее развить навыки самостоятельного мышления, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные навыки необходимы студентам в дальнейшей работе в качестве специалистов открытого социального пространства.

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому основой образования в СПО должны стать не столько информация учебных дисциплин, сколько формирование и развитие способов мышления обучающихся. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, к решению профессиональных задач.

Все это возможно лишь при изменении подходов к организации учебной деятельности, т.е. при введении инноваций. Инновационные формы организации учебного процесса в первую очередь позволяют сменить целевую установку занятия «дать знания» на установку «обеспечить возможность самореализации». Происходит смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности. Основной задачей преподавателя становится такая организация занятия, при которой студенты смогут сами создать свой образовательный продукт.

Применение инновационных форм организации обучения базируется на компетентносном подходе, предполагающем переход от профессиональной подготовки, ориентированной на знания, умения и навыки, на формирование компетенций.

Студенты работают во взаимодействии, активизируя мышление друг друга. Путем заранее сформулированных вопросов следует дать возможность студентам самостоятельно прийти к правильному ответу на проблемный вопрос. В дискуссии происходит борьба между разными мнениями, появляющимися в ходе разговора. Таким образом субъектами занятий становится как преподаватель, так и студент, т.е. происходит новый тип взаимодействия.

Активные методы обучения могут быть реализованы также через проектное обучение, позволяющее развить навыки самостоятельного мышления. При этом привлекаются знания из разных областей, прогнозируются результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливаются причинно-следственные связи. При подготовке проектов студенты самостоятельно выполняют комплекс поисковых, исследовательских работ с целью теоретического или практического решения значимой проблемы. Результатом работы над проектом может быть презентация сначала внутри группы, а затем на студенческой научной конференции. Данные навыки необходимы студентам в дальнейшей работе.

Категория: Всем учителям
26.03.2023 19:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!