СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика , представленная на городских Рождественских чтениях по теме" Нравственные ценности и будущее человечества. Традиции города Ачинска2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Нельзя отрицать, что на их фоне иногда разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между родителями и детьми. Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.

Школа должна противостоять негативным установкам (антиценностям) и росту их привлекательности. В этом плане продуктивной формой воспитательной и образовательной работы является школьный театр.

Театр – живое искусство, вот сейчас, вот тут актеры разыгрывают перед зрителями сцены из другой жизни, не такой, на первый взгляд, как настоящая. Но потом приходит понимание того, что это про тебя, про твою жизнь, про твоих близких и врагов, про твою страну, про мир вообще. О том, что надо дорожить своей любовью, своими близкими, помогать другим и быть честным. Если театр может хоть на время просмотра спектакля сделать человека чуть-чуть лучше, то нельзя не использовать это для становления юных душ. Об этом говорили многие мэтры театрального искусства. Л.Додин в одном из интервью сказал: «Хорошего театра много быть не может, да и вообще театра много быть не может, даже плохой театр лучше чего-нибудь другого хорошего».[2]

Есть два пути приобщения школьников к театральному искусству. Один самый простой – организовать посещение школьниками театра, где поставлен спектакль по мотивам какого-либо произведения из школьной программы по литературе. И дети охотно пойдут, ведь для многих из них это кажется удачной альтернативой непосредственному прочтению самого произведения. При удачной постановке это может и подвигнуть их к прочтению, к увлечению творчеством автора. И это здорово, если дети, благодаря театру начинают читать Достоевского и Чехова. Примеров этому немало. Необходимо воспитание отношения к посещению театра, соблюдению определенных правил и традиций. Мы посмотрели «Сорок первый» по Лавреневу, «Маленькие трагедии» Пушкина, «Женитьба Бальзаминова». Еще до посещения нашего Ачинского театра была идея - сотворить что - нибудь этакое, отличное от уже известного. А «Бальзаминов» Островского просто воодушевил.

Решили попробовать сами. Четко поняла для себя: приглашать надо всех детей, не обращая внимания на то, есть ли у них ярко выраженные способности к лицедейству, или нет. Но с самого начала перед педагогом стоит сложнейшая задача - заинтересовать. Всем нашлось занятие по душе- готовили декорации, воссоздавали интерьер купеческого Замоскворечья, навстречу пошла администрация театра и предоставила костюмы, изучили даже особенности прически того времени. Для полного погружения в атмосферу мира Островского кроме программного произведения «Гроза» прочитали и «Лес», и «Женитьбу Бальзаминова», и « Свои люди- сочтемся», просмотрели «Бесприданницу» с Ларисой Гузеевой в роли Огудаловой.

Постановка получилась лёгкой, непринуждённой, весёлой. Главные герои Счастливцев и Несчастливцев умело помогли зрителям погрузиться в атмосферу купеческого Замоскворечья. Стильным красавцем, которому не везет в любви, предстает Бальзаминов, неожиданно появляется во всей красе мать Миши, госпожа Бальзаминова. Интересны образы хитрых, дерзких и умных свах, которым все проблемы по плечу. Затмила юных прелестниц красотой, стилем и изяществом Липочка. Никакого не оставили равнодушными гоголевские дамы: одна приятная, другая приятная во всех отношениях Почти неузнаваемый в образе служанки Фоминишны ученик 10 класса Куратьев Максим вызвал смех и овации всех присутствующих. Весьма правдоподобный рассказ о городишке прозвучал в исполнении Кулигина. Эффектные костюмы, музыкальное сопровождение, самостоятельно изготовленные декорации, проникновенные стихи Тютчева и Фета – все подчинено высокому духу театра Островского. Апофеозом спектакля стал романс «Мохнатый шмель» под аккомпанемент игры на гитаре Дубининой Алены и Бородкина Евгения, исполненный хором юношей 9г класса. И всё это на фоне зажигательной цыганской пляски.

По отзывам, актерам удалось подарить зрителям вечер смеха, безудержного веселья и полного отсутствия забот и мыслей, а самое главное удалось поверить Островскому.

Так, на наш взгляд, при помощи театра решаются такие педагогические задачи, как: обучение духовно-нравственным традициям, обучение нормам поведения в коллективе и общественных местах. У учащихся формируются нравственное отношение к окружающему миру; духовно-нравственная устойчивость и эмоционально-волевые качества личности.

Во время подготовки, проведения и при анализе театрализованной игры я обратила внимание на проявление детьми товарищества, доброжелательности, справедливости, сопереживания. Во время обсуждения главное предельная корректность. Обсуждается не личность, а деятельность.

Подготовка каждого сценического отрывка, как составляющая и органическая часть большой композиции, разогревает интерес к репетициям, повышает ответственность, развивает чувство коллектива. Вместе с тем использование литературно-драматических и музыкальных композиций имеет большое значение и потому, что дает возможность специально заниматься с учащимися и художественным чтением, и пением, и танцем. То есть многими составляющими актерского мастерства.

Участие даже в маленькой роли в таких спектаклях оказывает неизгладимое впечатление на детей и оставляет след в душе на долгие годы.

Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется».1

Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение театром, хочется верить, что своих учеников я этим увлечением заразила.

16.01.2019 15:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!