Правила обучения самостоятельности
-Основное правило обучения самостоятельности: не надо делать то, что ребенок способен выполнит сам.
- Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь расстроится и не захочет больше повторять попытки.
- Атмосфера, в которой вы занимаетесь с малышом, должна быть доброжелательной. Вместо того чтобы ругать ребенка за невыполненное поручение, объясните ему, к чему может привести безответственность, что есть определенные правила. Не застегнул курточку - можешь простудиться и заболеть, не покормил рыбок – значит, они голодные и могут умереть. При этом всегда давайте малышу возможность реабилитироваться.
-Любое обучение лучше всего проходит в игре. Например, можно посоревноваться, кто быстрее соберет игрушки или наденет ботиночки. А можно потренироваться на игрушках и помочь помыть руки кукле.
- Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Если вы, например, скажите своему малышу: «Посмотри, какая Катя молодец сама надевает сандалики! А ты ничего сам не умеешь», это скорее вызовет у него неприязнь к Кате, чем желание овладеть навыком. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.
-Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому, если действия сопровождать словами: «Я знаю, у тебя получится, ты справишься», ребенок будет настроен на успех.
-Всегда обращайте внимание на то, что у крохи получается. Потому что, если малыша постоянно одергивать и поправлять, у него возникнет ощущение собственной слабости и беспомощности. Не преувеличивайте ошибки. Ведь ошибаясь, дети учатся.
-Поскольку маленькие дети частенько забывают о поручениях, надо вовремя напомнить о них. Можно использовать специальные «напоминалки». Например, повесить на дверях картинку с цветочком и лейкой. Это обязательно наведет малыша на мысль о том, что пора полить цветы.
-Значительно упрощают и упорядочивают процесс воспитания режим дня и планирование предстоящих мероприятий.
-Решающее значение в обучении самостоятельности играет личный пример.