СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет экскурсоведения. Развитие экскурсоведения в России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсионное дело в нашей стране имеет более чем двухвековую историю. Рекомендации о проведении школьных экскурсий в природу нашли отражение в «Уставе народных училищ» 1786 г. А в «Школьном уставе», утвержденном в 1804 г., указывалось на необходимость «устраивать» не только прогулки-экскурсии в природу, но и организовывать с целью знакомства посещение мануфактур, мастерских ремесленников и других предприятий.

Глубокое теоретическое обоснование использования в процесс обучения детей такого метода как экскурсии нашло в трудах основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского. К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал применять в школе такой активный метод обучения, каким является экскурсия, и в первую очередь экскурсии в природу, так как они позволяют ребенку с помощью учителя самому видеть и воспринимать окружающий его мир предметов и явлений.

Экскурсионная деятельность, достаточно интенсивно развивающаяся в стране, получила в начале ХХ в. и определенную теоретическую базу. В различных изданиях появляется все больше статей, в которых авторами первые попытки освещен вопросов теории экскурсоведения.

Октябрьская революция, свершившаяся в 1917 г. в России, изменила всю страну, став началом нового этапа ее исторического развития.

Экскурсии как средство пропагандической работы, образования и воспитания граждан станы были использованы большевиками с первых месяцев их правления.

Сразу же после создания Народного комиссариата провсещения РСФСР было решено использовать опыт краткосрочной экскурсионной подготовки учителей, накопленный в русской школе до революции. И уже летом 1918 г. подобные курсы были организованы для учителей Северной области, их программу прослушало два потока учителей.

Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылились в создание в феврале 1919 г. экскурсионной секции при Отделе трудовой школы Наркомпроса. Ею прежде всего были начаты работы по созданию загородных естественно-исторических станций, которые предназначались для приема школьников и проведения для них экскурсий под руководством опытных педагогов. Формирование Всесоюзной туристской организации пришлось на годы первой (1928 — 1932 гг.) и второй (1933-1937 гг.) пятилеток период, когда в стране активно проводилась культурная революция. Вся идеологическая машина государства была направлена на политическое просвещение трудящихся, формирование убежденных борцов за идеи социализма. Эти задачи должны были решать и экскурсии, среди которых в то время превалировали экскурсии на историко-революционную, производственную и сельскохозяйственную тематики. Для достижения большего эффекта от экскурсий их рекомендовалось проводить с учетом особенностей различных групп населения: профессий участников экскурсионной группы, их возраста, культурного уровня и др. То есть, в экскурсионной работе в 30-е гг. следовало обязательно соблюдать принципы дифференцированного обслуживания населения.

Постановление Президиума ВЦСПС 1971г. давало право комитетам профсоюзов оплачивать 70 % стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурно-воспитательную работу. Это содействовало более широкому привлечению трудящихся и детей к участию в экскурсиях и путешествиях по своему краю.

К началу 70-х гг. на географических факультетах ряда государственных университетов — Ростовского, Белорусского, Киевского, Симферопольского, Тбилисского — были открыты специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». Были разработаны примерный учебный план и программа курса «Основы экскурсоведения» для факультетов общественных профессий. Уже через несколько лет в большинстве педагогических институтов страны, а также в университетах, технических и других вузах на факультетах общественных профессий были открыты отделения по подготовке экскурсоводов.

В работе экскурсионных организаций страны в послевоенный период большое место заняли экскурсии на военно-историческую тематику.

Конец 80 — начало 90-х гг. — период великой ломки всей туристской отрасли страны. Туризм из государственного, общенародного дела стал во времена перестройки сферой коммерческой деятельности. Исчез Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а вместе с ним и Главное экскурсионное управление, руководившее и направлявшее всю экскурсионную работу в стране. Бюро путешествий и экскурсий были ликвидированы.

Прекратилась подготовка новых экскурсоводов и учеба работающих. Экскурсионное дело оказалось коммерчески невыгодным, а значит имеющим мало шансов на выживание.

Конец 80 — начало 90-х гг. — период великой ломки всей туристской отрасли страны. Туризм из государственного, общенародного дела стал во времена перестройки сферой коммерческой деятельности. Исчез Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а вместе с ним и Главное экскурсионное управление, руководившее и направлявшее всю экскурсионную работу в стране. Бюро путешествий и экскурсий были ликвидированы.

Прекратилась подготовка новых экскурсоводов и учеба работающих. Экскурсионное дело оказалось коммерчески невыгодным, а значит имеющим мало шансов на выживание. Несмотря на массу негативных явлений, которые произошли в организации экскурсионного обслуживания граждан, экскурсионное дело продолжает развиваться. В 90-е гг. началось формирование новой экскурсионной тематики, связанной с религиозным содержанием. Сегодня экскурсии на религиозную тематику созданы в стране повсеместно. Они организуются туристскими и экскурсионными учреждениями, паломническими службами епархий, монастырями. Продолжают развиваться, правда, меньшими темпами, чем в 70 — 80-е гг., и тематические экскурсии, особенно связанные со школьной учебной программой. Востребованными у разных групп населения страны остаются экскурсии на историческую тематику, так как сегодня отмечается повсеместный интерес к истории государства Российского. Популярны природоведческие экскурсии, с которых и начиналось экскурсионное дело в России. Но они теперь насыщаются экологическим содержанием, что соответствует требованиям времени. Как и всегда граждане страны проявляют живой интерес к жизни и творчеству великих деятелей культуры, популярных писателей, а соответственно — к экскурсиям на искусствоведческую и литературную тематику.

Изначально на нашей планете существовал только природный ландшафт. С заселением людей по всей Земле облик территорий постепенно изменялся. Сегодня существует множество разновидностей пространства планеты. Принято считать, что концепцию окультуренной местности начал развивать Отто Шлютер. Именно он ввёл это понятие, однако люди изменяли природные территории ещё в далёком прошлом. В IX веке германский монах называл такие области «земля обетованная». Позже это выражение стали применять в административно-территориальной деятельности. С XVI века в области искусства окультуренную местность называли пейзажной живописью. Источник: https://nauka.club/geografiya/kulturnyy-landshaft.html Изначально на нашей планете существовал только природный ландшафт. С заселением людей по всей Земле облик территорий постепенно изменялся. Сегодня существует множество разновидностей пространства планеты. Принято считать, что концепцию окультуренной местности начал развивать Отто Шлютер. Именно он ввёл это понятие, однако люди изменяли природные территории ещё в далёком прошлом. В IX веке германский монах называл такие области «земля обетованная». Позже это выражение стали применять в административно-территориальной деятельности. С XVI века в области искусства окультуренную местность называли пейзажной живописью. Источник: https://nauka.club/geografiya/kulturnyy-landshaft.html Природа всегда поражала человека живописными рельефами и красивыми растениями. Однако в некоторых регионах людям пришлось потрудиться, чтобы сохранить или улучшить привлекательный вид растительной местности. Пространства, которые изменились в результате человеческой деятельности, называются культурными ландшафтами. Примеры таких областей можно найти по всему миру. Источник: https://nauka.club/geografiya/kulturnyy-landshaft.html Природа всегда поражала человека живописными рельефами и красивыми растениями. Однако в некоторых регионах людям пришлось потрудиться, чтобы сохранить или улучшить привлекательный вид растительной местности. Пространства, которые изменились в результате человеческой деятельности, называются культурными ландшафтами. Примеры таких областей можно найти по всему миру. Источник: https://nauka.club/geografiya/kulturnyy-landshaft.html Природа всегда поражала человека живописными рельефами и красивыми растениями. Однако в некоторых регионах людям пришлось потрудиться, чтобы сохранить или улучшить привлекательный вид растительной местности. Пространства, которые изменились в результате человеческой деятельности, называются культурными ландшафтами. Примеры таких областей можно найти по всему миру. Источник: https://nauka.club/geografiya/kulturnyy-landshaft.html
Категория: Внеурочка
29.04.2021 12:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!