СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в учебно-воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности учебно-воспитательного процесса между ступенями образования. Актуальность её связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований к качеству воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Что же такое преемственность?

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, меняя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность является средством обеспечения непрерывности между всеми звеньями образования. В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй.

Компоненты

процесса преемственности педагогической системы

Содержательный Методический Организационный

Компонент развития личности

Содержательный компонент процесса преемственности отражает реализацию стандартов образования по учебным предметам на разных уровнях обучения, последовательное формирование знаний, умений и навыков учащихся, и построение непрерывного курса обучения, охватывающего все уровни школьного обучения.

Методический компонент отражает использование учителем методических средств, соответствующих психолого-педагогическим и возрастным особенностям учащихся и обеспечивающих плавный переход на следующий уровень обучения.

Организационный компонент обусловливает организационно-педагогические условия обучения школьников.

Согласование целей воспитания, обучения и развития на всех уровнях образования, подчинение всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки обеспечивается в компоненте развития личности.

Итак, в нашей школе четыре тупени образования.

1 ступень образования - дошкольне образование. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.

В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности:

– отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым; – формируются эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально – личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основания преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования.

Таким образом, целью воспитателя дошкольной группы является всестороннее, общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, на мой взгляд, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в дошкольной группе – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю, как цветок к солнцу.

Портрет выпускника дошкольной группы

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Но вот сегодняшний дошкольник пришел в школу, и его встретил учитель. Это вторая ступень образования (начальное образование) – 1-4 классы. Всё сразу изменилось: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная. Целью начального образования является продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности.

Портрет выпускника начальной школы

Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

Следующая ступень- третья- 5-9 классы. Процесс перехода ребенка из начальной школы для многих детей, родителей и учителей является не только радостным, но и очень проблемным. Важнейшей причиной трудностей, с переходом на следующую ступень образования, является адаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Её можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе.

Основное общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность, и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

И четвертая ступень-среднее образование (10-11 классы).

На данном этапе обучения учащиеся осознанно идут к выбору своей профессии. Коллективу, работающему на данной ступени необходимо уделить особое внимание данному вопросу, оказывать консультативную помощь в возникающих вопросах и проблемах учеников.

Зам. дир. по ВР Дерусова Е.В.

28.09.2018 21:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!