СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины и начало гражданской войны в России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе: Причины и начало гражданской войны в России.

Проблема: Почему в России так долго шла гражданская война? Почему она началась? Можно ли было избежать гражданскую войну в России?

Урок – исследования проблемы.

Оборудование урока: карта, атласы на столах, учебник «История России» 20 век, автор Д.Д. Данилов и др. М. «Баласс» 2014 г., дополнительные материалы.

Форма работы - групповая.

Учитель: Чтобы решить проблему мы должны исследовать причины возникновения гражданской войны. По какому плану мы будем выполнять исследование?

Учащиеся совместно с учителем составляют план изучения темы.

План исследования:

  1. Понятия «гражданская война» и «интервенция».
  2. Периодизация гражданской войны, этапы и первые выступления против советской власти. Формирование армий.
  3. Причины гражданской войны или почему возникло противостояние в обществе?
  4. Выводы по проблеме и рефлексия: что нам удалось выяснить на уроке, а что не удалось и это останется на дом?

Задания первой группе:

1. Для осмысления событий прочтите стихи о гражданской войне и выясните суть понятия «гражданская война».

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас – тот против нас,

Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

М. Волошин.

Подумайте, что передано этими словами? Что говорит автор о себе, о своем состоянии души? Сформулируйте и запишите определение понятия «гражданская война».

2.Гражданская война в России имела особенность – она сопровождалась интервенцией. Прочтите текст в учебнике на стр. 88 об интервенции и объясните это понятие. Поработайте с картой на стр. 98 – найдите и покажите районы иностранной интервенции в Россию.

3.Как вы думаете – с какой целью пришли интервенты в Россию?

4.Подготовьте устное выступление по изученному вами материалу.

Выступление первой группы.

Поэт рассказывает о расколе общества на враждебных лагеря – «кто не за нас – тот протии нас». Он сожалеет о том, что люди не смогли договориться и воюют. Ученики пытаются дать определение понятию гражданская война. Учитель помогает, подводит их к правильным выводам

Гражданская война - это:

1. Период острых классовых столкновений;

2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил;

3. Противостояние классов и общественных групп.

В отличие от обычных войн, она не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных. Она – величайшая трагедия в жизни народа, так как убивали друг друга отцы и их дети, брат шел против брата. Нам еще предстоит дальше изучать эту тему и оценивать события.

Учитель: Как вы думаете – с какой целью пришли интервенты в Россию?

Иностранная интервенция - вторжение иностранных держав в другую страну с целью захвата территорий и богатства страны.

Интервенция усложняла ситуацию в России, ставила под угрозу богатства страны и ее независимость.

Показ на карте учениками первой группы районов иностранной интервенции в Советскую Республику.

Учитель: Существуют точки зрения на периодизацию гражданской войны.

Против советской власти начались локальные выступления с октября 1917 года.

Задание всем: прочтите текст на стр. 79 о первых выступлениях против советской власти и найдите районы выступлений на карте – стр. 66.

Учитель: Окончание войны – 1922 г. - на Дальнем Востоке ликвидированы последние белогвардейцы.

Другая точка зрения: 1918 - 1920 гг. – полномасштабная фронтовая война. Оформились армии, фронты и разгром основных сил белых приходится на осень 1918 года.

Задания второй группе:

1. Прочтите пункт 3 параграфа 7 (стр.81) - «Учредительное собрание» и ответьте на вопрос: с какой целью созывалось Учредительное собрание?

2. Проанализируйте результаты выборов (по таблице): какие партии получили большинство голосов на выборах?

3. Почему большевики распустили Учредительное собрание? Как к этому отнеслись другие социалистические партии?

Выступление второй группы.

Задания третьей группе:

1.Прочтите текст в учебнике стр. 94,95, 97, 103-104 о формировании белого движения: где изначально сосредоточилось белое движение, на каких принципах формировалось, кто входил в его ряды, какова его программа (идеи), какие слои населения поддерживали белых?

2.Кто возглавлял Добровольческую армию юга России? Кто возглавлял другие белые армии?

3.Найдите места сосредоточения белых армий на карте - стр. 98.

4.Подготовте рассказ о белом движении.

Выступление третьей группы.

Выводы работы группы: изначально белое движение формировалось на юге страны. Его формировали офицеры старой царской армии. На Дон и Кубань бежали офицеры и генералы, известные политики, общественные деятели, их ряды пополняло зажиточное казачество Дона и Кубани. Сначала шли добровольцами, а потом им стали выдавать жалованье. Руководители движения печатали свои деньги (известны деньги Керенского – керенки).

Основными идеями белых были: восстановить единую и неделимую Россию, не решать пока вопрос о форме правления, беспощадно бороться с большевиками до полного их уничтожения.

Большинство казачества в начале войны заняло по отношению к советской власти позицию благожелательного нейтралитета. Бедное казачество в основном было за красных. Белых поддерживали: бывшие царские чиновники, бывшие помещики, капиталисты, кулаки, интеллигенты, выгнанные Советами из своих домов, лишенные родовых земель, фабрик, капиталов, свободы слова, зажиточное казачество.

Задания четвертой группе:

  1. Прочитайте о создании Красной Армии - стр. 87, стр. 99, стр. 100 - 101.
  2. Подготовьте рассказ о создании Красной Армии. Кто стоял во главе создания Красной Армии? На каких принципах она строилась – кто мог служить и ней? Для чего создавался Реввоенсовет Республики?
  3. Подготовьте историческую справку (информацию) о командире Красной Армии Тухачевском.

Рассказ четвертой группы:

Была создана рабоче-крестьянская Красная Армия Декретом СНК 15 января 1918 года на условиях всеобщей воинской повинности мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. Численность ее быстро росла и в 1920 г. службу в Красной Армии проходило около 5 млн. человек. Были открыты курсы для подготовки командиров и высшие военные учебные заведения для подготовки военных специалистов – офицеров. Армия состояла только из рабочих и крестьян, и военспецы обучались только из этих групп населения. Но в марте 1918 года привлекали на службу в Красную Армию и военных специалистов старой царской армии, согласных с новой властью. Для управления армией был создан Реввоенсовет республики во главе с Троцким и Совет обороны во главе с Лениным.

Учитель: давайте сделаем выводы из всего, что мы узнали о создании и расположении Белой и Красной Армии. (Выводы делают ученики совместно с учителем).

Выводы: белогвардейские армии сформировались: на юге России – Дон, Кубань – Добровольческая армия Деникина. На западном направлении – на Петроград наступала белогвардейская армия Юденича. На восточном направлении армия адмирала Колчака, который возглавил антибольшевистское правительство – Уфимскую директорию и был военным министром и главнокомандующим белой армии восточного фронта.

Была создана рабоче-крестьянская Красная Армия Декретом СНК 15 января 1918 года. Солдатам и офицерам предлагалось беспощадно уничтожать все противников советской власти. Сторонников большевиков стали называть красными. Советская власть распространялась на центральный район России. Охраняла ее рабоче-крестьянская Красная Армия.

С самого начала проявились ужасающие черты гражданской войны: невероятная жестокость и беспощадность к противнику, неприятие любой формы инакомыслия, грабежи и насилия над мирным населением, расстрелы пленных и заложников.

В. В. Шульгин писал о Гражданской войне: «Те, кто за это взялся, других путей, кроме насилия сверху, кроме принуждения, власти, не знали».

Как вы думаете, к кому относились эти слова – к красным или к белым?

Задания пятой группе:

1. Познакомьтесь с текстами А и Б. Выясните – кто был или мог быть недоволен этими мероприятиями советской власти? Сформулируйте причины противоречий между группами населения, которые могли вылиться в открытое противоборство.

А. «14 декабря 1917 г. большевики национализировали крупные акционерные банки, конфискованы акционерные капиталы бывших частных банков. В декабре 1917 г. внешняя торговля была поставлена под контроль государства, а затем на нее была объявлена государственная монополия. Декретом от 28 июня 1918 г. были национализированы – переданы государству, все крупные промышленные предприятия буржуазии. Началось наступление на частную собственность».

Б. «Частная собственность на землю была ликвидирована. Собственником земли являлось государство, которое наделяло ею крестьян по уравнительной трудовой норме. Государство установило твердые закупочные цены на хлеб и контролировало цены на рынке. Крестьянам стало не выгодно продавать хлеб.

Весной 1918 года резко снизилось количество хлеба, поставляемого на рынок, над страной нависла угроза голода. В чем причины этого? По условиям Брестского мира от России отторгались богатые хлебом районы.

Условия Брестского мирного договора

Территориальные потери России

Материальные потери России

78 тысяч кв. км с населением 56 млн., 27% обрабатываемой земли, 26% железнодорожной сети.

33% текстильной промышленности. 73% выплавки железа и стали, 89% добычи угля, 90% сахарной промышленности, 1073 машиностроительных завода, 40% промышленных рабочих.

Крестьяне не хотели продавать хлеб государству по низким ценам, тем более что и купить на деньги было нечего. Была установлена суточная норма хлебного пайка в городах. В деревнях начались голодные бунты. В этих условиях правительство издает Декрет ВЦИК о чрезвычайных мерах, решив силой отобрать хлеб у зажиточных крестьян – кулаков и выдавать его бесплатно деревенской бедноте». Для изъятия хлеба у населения создавались продотряды и комбеды. Приводила ли эта политика к миру в деревне? (Прочтите о них на стр. 90-91).

2.Подготовьте устное выступление по изученному вопросу.

Выступление пятой группы:

«Эти мероприятия вызвали недовольство предпринимателей, банкиров, помещиков, зажиточных крестьян и середняков».

Учитель: вспомните, как отреагировали эсеры и меньшевики на подписание большевиками Брестского мира?

Они в знак протеста левые эсеры вышли из СНК.

Правые эсеры и меньшевики потребовали аннулировать договор и заявили, что ликвидация советской власти «составляет очередную и неотложную задачу всей демократии», т.е. они встали на путь вооруженной борьбы с большевиками.

В ответ большевики исключили правых эсеров и меньшевиков из ВЦИК и предложили исключить их из Советов всех уровней. Фактически это означало запрет партий меньшевиков и правых эсеров. Левые голосовали против этого решения ВЦИК.

Вывод: в рядах противников советской власти оказались меньшевики и эсеры.

Общество раскололось на два лагеря: противников и сторонников новой власти. В гражданской войне мы их будем называть белыми и красными, были также зеленые.

Вывод по проблеме:

Таким образом, нам осталось сформулировать все возможные причины гражданской войны в России. Ученики вместе с учителем формулируют и записывают в тетрадях причины гражданской войны в России начала 20 века.

Причины гражданской войны в России:

  1. Недовольство буржуазии национализацией предприятий.
  2. Недовольства зажиточных крестьян хлебными реквизициями.
  3. Несогласие партий эсеров и меньшевиков с подписанием Брестского мира с Германией.
  4. Разгон правительством Учредительного собрания.

Иностранная интервенция усложняла ситуацию в стране, ставила под угрозу богатства страны и ее независимость.

Учитель: Какие выводы можно сделать по проблеме урока – можно ли было избежать войны?

Возможные выводы учеников: «Войну нельзя было избежать, так как……»; «Войну можно было избежать, если бы красные и белые смогли договориться между собой, пойти на компромисс, взаимные уступки», и другие выводы.

Рефлексия. Ученики отвечают на вопросы, что им удалось и что не удалось сделать на уроке. Чему они научись. На все ли вопросы смогли ответить. Не было ли какого-либо непонимания темы. О чем захотелось узнать подробнее.

Домашнее задание: Прочитать параграф. Подготовить сообщение по одной из изучаемых проблем с использованием дополнительной литературы.

Категория: История
17.04.2015 16:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!