СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Зачем же все эти тетрадки, на которые изведешь пропасть бумаги, времени и чернил? Зачем же, наконец, шесть-семь лет затворничества, все эти строгости, взыскания, сиденье и томленье над уроками, запрет бегать, шалить, веселиться, когда еще не все кончено? Когда же жить?».
Этим вопросом задавались, и будут задаваться всегда. Это первая — «вечная» общая проблема преподавания истории. Ведь вроде бы все ясно. «Образованный человек обязан знать историю…» На что следует новый вопрос: «А зачем знать?». На этот вопрос лучше есть лучший ответ: «Кто не знает своего прошлого, тот осужден на повторение его».
Второй комплекс проблем связан с падением престижа предмета история в 90-е гг. XX века. Волна критики прошлого, ее не всегда объективного пересмотра, масса бредовых теорий разрушили общественное восприятие истории как науки. История потеряла объективность, а, следовательно, и необходимость в ее изучении.
Следующая — идеологическая. Переход от авторитаризма к демократии сопровождался убеждением в разрушительности прежней идеологии и убеждением в бесспорности преимуществ либерализма.
Таким образом, в переходный период история утратила и воспитательные задачи.
Кроме обозначенных существует и такая проблема, как образование для осужденных.
Очень и очень многие считают, что «вся эта возня» по перевоспитанию заключенных — глупая трата времени и денег государства. Действительно большинство возвращаются с новым сроком. Примерный процент совершивших новое преступление после освобождения колеблется на уровне 70%. Естественно, что возникают сомнения и в области применения полученных преступником знаний. Не получается ли, что школа поневоле повышает "квалификацию" преступника?
На сегодняшний день при исправительных и воспитательных колониях функционирует 309 вечерних общеобразовательных школ и 482 учебно-консультационных пункта. В Брянской области — 6 вечерних школ и 1 учебно-консультативный пункт. Учебный план предполагает наличие всех предметов, характерных для школ «на воле», которые ещё и распланированы на 12 классов обучения.
Содержание школ, расходы на оплату сотрудников обходятся дорого. Таким образом, закрытие школ, учебно-консультационных пунктов позволит сэкономить значительные финансовые средства, перенаправив в обычные школы, что, в свою очередь, повысит качество образования в них, сократив число потенциальных преступников.
Как видим, такая точка зрения вполне убедительна и логична.
Рассмотрим иную, заключающуюся в необходимости и целесообразности получения образования в местах лишения свободы как средства ресоциализации осужденных.
Какие аргументы можно привести?
Отсутствие образования и навыков обучения является одной из причин вовлечения человека в преступную деятельность. Лишение заключенных возможности получения образования укрепит идеологию преступности мира, предоставив ему еще один мотив преступной деятельности, окрасив его неким ореолом борцов за правду. И, если место заключения является своеобразной «кузницей кадров» криминального мира, то школа даже просто своим фактом существования — спасательным кругом и барьером, ограждающим от тлетворного и развращающего воздействия агрессивной среды.
Особенно важно обучение осужденных гуманитарным дисциплинам, среди которых большое место занимают курсы истории.
Мой семилетний опыт преподавателя истории в вечерней школе свидетельствует о наличии ряда факторов, препятствующих обучению и перевоспитанию учащихся таких школ. Среди них: информационные замкнутость и голод, который возмещается слухами, тюремными байками, цель которых — вербовка новых членов преступных групп, обучение нормам воровского мира.
К числу таких факторов относится и негативная атмосфера, возникающая при концентрации отрицательно настроенных людей в одном месте. Четыре часа, проведенных в стенах школы не могут перевесить остальные двадцать проживаемые по законам зоны. Есть и организационные трудности, предопределенные спецификой обучения в местах лишения свободы. У осужденных нет возможности выполнения домашнего задания. Сроки обучения не совпадают со сроком наказания, условно-досрочным освобождением, помещением в изолятор и т. д. По достижении 30-тилетнего возраста осужденные нередко отказываются от продолжения обучения. Между тем, успешность освоения программы обучения предполагает глубокое погружение в содержание образования и постоянно возобновляемую положительную мотивацию учения.
По мнению самих заключенных, мешает учиться: режим, работа, отсутствие способностей, слабость характера.
Остро нужны учебники именно для вечерних школ и рассчитанные на такой контингент. Многие обучающиеся просто не понимают написанное.
Учебный процесс в вечерней школе усложняется и многими другими условиями. Среди них — ограниченный набор стимулов к учебной деятельности; свойственный осужденным индивидуализм, эгоцентризм; уверенности в неадекватности наказания; «плохая» статья или снижение статуса вследствие нарушения воровского закона; отсутствие взаимодействия с родителями и общественностью; редкие и случайные поощрения за хорошее поведение.
В таких сложных условиях обучения мотивация познания сводится, в основном, к выстраиванию позитивного отношения учащихся к личности преподавателя, словесного поощрения в ходе уроков, справедливых оценок.
Разумеется, личность преподавателя важна в любой образовательной среде, но здесь же критерии отличаются особой строгостью и широтой. Учитель оценивается как носитель и полномочный представитель преподносимых им ценностей. Любое несоответствие, фальшь, ложь или непрофессионализм отторгают ученика от учителя и предмета.
Низкий общекультурный уровень вновь поступивших в школу учащихся-осужденных сочетается с низким языковым развитием. Некоторые из них с трудом подбирают нормативную лексику для выражения своих мыслей, многие не умеют четко и грамотно построить фразу; речь их засорена жаргонизмами. Среди обучающихся есть выходцы из бывших республик СССР, слабо владеющих языком обучения — русским языком.
Обучение взрослых людей должно ориентироваться на их способность к самостоятельному мышлению, толкать к самостоятельному поиску решения тех или иных вопросов. Главное в обучении взрослых — включить человека в активную мыслительную деятельность, которая в свою очередь заставит действовать познавательные мотивы учения.
Работа с таким контингентом обучающихся должна строиться в следующих направлениях: коррекция имеющихся знаний; практическая работа по развитию ассоциативного образного мышления; дидактика и репродукция для наиболее слабоуспевающих.
Нравственная же составляющая заключается во всех направлениях как главное содержание и смысл преподавания гуманитарных дисциплин. Коррекционная работа и работа, направленная на реабилитацию как возврат к утраченным нормам морали и нравственности является основной для всего курса и включается как элемент каждого урока.
Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.
В современной школе широко распространены групповые технологии. Считается, что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную и индивидуальную. Групповой способ обучения прекрасно вписывается в классно-урочную систему. В этой технологии можно выделить групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую (каждая группа имеет свое задание в общей цели). При правильном руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к обучающемуся лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; обмен способами действия для решения проблемы; взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие: во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; во-вторых, каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы — в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по истории, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять друг друга.
При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и, если необходимо, оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
Урок истории — это часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени.
Таким образом, на уроке истории в общеобразовательном обучении осужденных ведущими выступают задачи воспитательные, поэтому они и рассматриваются как одно из основных средств исправления и перевоспитания. Такой подход к общеобразовательному обучению осужденных основан на единстве задач, решаемых во всех звеньях процесса исправления и перевоспитания.
Педагогическое воздействие, направленное на привлечение осужденного в общеобразовательную школу, должно осуществляться с самого начала его пребывания в исправительном учреждении. Это позволяет сразу включить осужденного в определенную систему коллективных отношений, заполнить полезным трудом большую часть его свободного времени, уменьшить стремление к «развлечениям» сомнительного толка и даже в какой-то мере определить круг его товарищей. Практика показывает, что включить осужденного в учебную деятельность в начале его пребывания в исправительном учреждении легче, чем после того, как он адаптируется в новых условиях, войдет в определенное микроокружение и утвердит себя в нем, воспримет отрицательное отношение к учебе некоторой части осужденных.
© 2016, Королёв Денис Григорьевич 757