СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение методов развивающего обучения на уроках истории как способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Применение методов развивающего обучения на уроках истории как способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

В современном образовании обеспечение качества знаний становится основной задачей, продиктованной необходимостью подготовки выпускников образованных, нравственных, готовых самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, готовых к конструктивному взаимодействию, умеющих самостоятельно и оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Следовательно, в процессе обучения необходимо создать такие условия, чтобы учебное содержание стало предметом активных действий обучающегося, усвоение знаний было прочным и осознанным. При этом организовать не эпизодические действия, а систему учебных действий, разрабатывая задания для обучающихся, ориентировать их на цель, организовать действия по мотивации учебной деятельности, включить в задания самоконтроль и самооценку, чтобы обеспечить организацию учения как самоуправляемой деятельности.

«История,– говорил В.О.Ключевский, - это великая наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Вне исторической памяти, вне традиции и культуры нет личности. Историческая память формирует духовную целостность мировоззрения человека.

На уроках истории особое значение приобретает воспитательный аспект образовательного процесса. На своих уроках я стараюсь сделать так, чтобы впечатления от событий прошлого вошли в духовный мир студента. Обучающиеся учатся уважению к достижению предшествующих поколений, преодолевают отстраненность и равнодушие к изучаемой проблеме, а в этом есть немалый залог успеха образовательной и воспитательной составляющих урока.

На своих уроках, развивая начала патриотизма. Современному поколению, как и любому другому нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории.

Немало важную роль на уроках истории играет процесс формирования исторической терпимости к культурным особенностям нашей страны. Чувство уважения к культуре других народов, изучение национальных традиций, попытка понять мировоззрение другого народа становится залогом к пониманию исторической судьбы и своего Отечества, залогом формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине.

История дает возможность продемонстрировать, как можно развивать чувство гордости за свою страну на примере конкретного отношения к малым и большим победам страны в разных областях жизни. Можно только порадоваться за ту страну граждане, которой с детской непосредственностью радуют и прославляют победы своих представителей на Олимпийских играх, достижения в НТР и т.д. Из малых побед складывается чувство большой гордости. На уроках посвященных темам гражданско-правого образования обучающиеся должны не только усвоить набор общественно-правовых понятий, но главное осознать необходимость активной гражданской позиции, чтобы эти понятия так и не остались красивой иллюстрацией к чужой жизни.

Когда встала проблема поиска и выбора технологии обучения, которая помогла бы мне решить эти задачи, я остановилась на технологии развивающего обучения, которая оказалась мне более понятной и близкой. На мой взгляд, в образовании важно не давать знания, а формировать умения получать и применять эти знания. В этом состоит основная идея развивающего обучения: обучающийся должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Развивающее обучение предполагает вовлечение обучающегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Идеи развивающего обучения:

  • каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
  • знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
  • учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);
  • учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
  • развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
  • учет индивидуальных психических особенностей учеников;
  • создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.

История как наука об общих законах развития человека и общества, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения

Учитель – истории на своих уроках может развивать интеллектуальные умения и связанные с ними умения. Развитие интеллектуальных и практических умений – это аспекты развивающего обучения.

Учитель – истории на своих уроках может развивать следующие интеллектуальные умения:

  • анализ – это мысленное разделение целого на части;
  • синтез – это объединение частей в целое;
  • сравнение – это выделение общих и разных черт у объектов, явлений;
  • обобщение – это выявление общих признаков, свойств;
  • классификация – это разделение совокупности (объектов, явлений) по какому-то существенному признаку;
  • систематизация – это составление целого из отдельных элементов и выяснение связи между ними;
  • индукция – это цепь логических умозаключений, идущая от частного к общему;
  • дедукция – это цепь умозаключений идущая от общего к частному.

На своих уроках я стараюсь развивать следующие практические умения:

  • работа с книгой;
  • работа со справочником;
  • написание реферата;
  • проведение наблюдений;
  • составление задач;
  • моделирование;
  • выдвижение гипотез.

В рамках данной технологии я работаю уже несколько лет. Методическая тема, по которой я сейчас работаю: «Нравственно-патриотическое воспитание личности студента в ходе педагогического сопровождения процесса повышения качества знания» Целью моей профессиональной деятельности: «Организация учебного процесса через активизацию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся».

Главными задачами своей работы считаю:

1. Активизация познавательной деятельности студентов, что способствует повышению качества знаний.

2. Создание условий, направленных на саморазвитие личности, создание благоприятного микроклимата на занятиях;

3. Воспитание нравственных, патриотических чувств у обучающихся.

Важную роль в обучении играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства. Для качественной организации учебного процесса мной разработан методический материал:

- рабочие программы по предметам «История Казахстана», «Всемирная история», «Обществознание», «Культурология» в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- календарно – тематические планы по предметам;

- банк контрольных работ и тестовых заданий, для осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля;

- учебно-методический комплект «Творческие задания по предмету « Обществознание»;

- учебно-методический комплект «Сборник лекций по предмету «Обществознание»;

учебно-методический комплект "Сборник тестовых заданий по предмету "Обществознание"

кроме этого составила электронный учебно-методический комплект по предмету "Обществознание" и прошла этап лицензирования.

Современное общество ставит перед образованием задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. На уроке задается преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдение, сравнение, классификация, выявление закономерностей, формулирование выводов.

Реализуя, таким образом, принципы развивающего обучения, обеспечиваю достижения студентами поставленных целей через интеграцию различных видов и форм обучения:

информационных методов обучения: бесед, лекций, консультаций, презентаций;

операционных: работа с учебником, опорными схемами, алгоритмами, упражнениями для самостоятельной работы;

творческих: написание эссе, исследовательских проектов, создание творческих заданий, решение проблемных вопросов.

Использование в системе работы различных методов: метод проектов, элементы модульного обучения, игровые технологии, технологию проблемного обучения, исследовательские методы, помогает активизировать познавательную и мыслительную деятельность студентов, добиваться повышения качества знания. На каждом уроке обязательно применение регионального компонента. Например, на уроках по темам «Казахстан в годы Великой Отечественной войны», «Коллективизация в Казахстане», один из этапов урока посвящается истории Костаная и Костанайской области в эти периоды времени. (см.приложение)

Современный урок требует применение ИКТ. Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют более активной деятельности обучающихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле. Использование информационных ресурсов способствует формированию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных в информационной области. На уроках истории и обществознания использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. Кроме того в качестве домашнего задания обучающиеся сами создают презентации, ведут поиск видеофильмов, готовят доклады, рефераты используя Интернет-ресурсы. (см. приложение)

Активное и целенаправленное включение ИКТ в учебный процесс позволяет оптимально реализовать учебный план в рамках колледжа, предмета, конкретного урока, обеспечивая качество образования.

Особое внимание при изучении нового материала, закреплении и обобщении знаний уделяется разнообразию форм самостоятельной работы. Это и ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, выполнение тестовых заданий, составление логических цепочек, работа с рисунками и схемами, конспектирование учебного материала, составление опорных схем, разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок и др., рассчитанных как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Так, например, при повторении темы или закреплении обучающимся предлагаю не только решить кроссворды, но и составить их самостоятельно. Или даю готовую сетку кроссворда с ответами, а студенты должны сформулировать к ним задания. Обучающиеся на занятиях решают криптограммы, головоломки, а в качестве домашнего задания сами их составляют. (см. приложение)

При изучении нового материала студентов учу, составлять опорные конспекты, в которых информацию представляется в сжатой, образной форме в виде емких, но в то же время простых сигналов. Эта операция активизирует мыслительную деятельность, способствуя пониманию и более прочному запоминанию изучаемого материала за счет подключения к произвольной памяти непроизвольной. Опорные схемы составлены по многим темам: «Административно-территориальные реформы царского правительства в Казахстане 19 века», «Система правления в Казахском ханстве 14-17 вв.», «Формирование казахской народности» и т.д. (см. приложение)

Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц. (см. приложение)

Успешно применяю алгоритмы ответов. Первоначальное применение такого материала обязательно сопровождаю своим комментарием, а в дальнейшем студенты используют его в виде опоры при самостоятельном выполнении различных заданий. Обучающимися используются алгоритмы характеристик исторических событий, политических деятелей, составления планов и т.д. (см. приложение)

Активно применяю метод проблемного обучения. А именно элементы дебатной технологии. Применение этих форм позволяют развивать мыслительную деятельность, развитие речи, коммуникативные способности. (см. приложение)

При изучении нового материала и обобщения знаний применяю методику коллективного способа обучения, благодаря которой вырабатываются навыки делового и социального общения, повышается эффективность усвоения материала. В одну группу я включаю разными способностями и мотивацией к учению. Такой подбор приводит к более высоким достижениям, чем простое суммирование успехов отдельных лиц. (см. приложение)

Особое место в активизации познавательной деятельности на уроках истории занимает исследовательский метод. Исследовательская и проектная деятельность стала неотъемлемым атрибутом занятий, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. На занятиях или в качестве домашнего задания выдвигаются гипотезы, которые обучающимся предлагается доказать. Методы исследования могут быть разными: наблюдение, социологические опросы, изучение исторических источников и т.д.

При обобщении учебного материала систематически мной используются игровые моменты. Применяю различные виды игровых заданий: «лови ошибку», «узнай меня», «соотнеси», «исключи» и «нарисуй» т.д. Использую на уроках игры – викторины «Своя игра», «Крестики-нолики», деловые игры «Аукцион», «Экскурсия», «Молодежный форум», настольные игры «Домино», «Лото» и т.д. ((см. приложение)

Урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Часто использую в своей работе уроки практикумы, практические задания, построенные на изучении исторических документов. Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным (см. приложение)

Важным элементом в работе преподавателя играет воспитательная работа. Мной проведены воспитательные мероприятия по предметам: интеллектуальная игра «Мой Казахстан», круглый стол «Вместе с Президентом за сильный Казахстан», конкурс «Знатоки права», «Афганистан – ты боль моей души». Подготовлен методический материал для проведения классных часов «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего труда». Составлена методическая копилка «Уроков мужества» куда вошли разработки четырех мероприятий по Великой Отечественной войне и 1 по Афганистану, все разработки основаны на местном материале, истории Костаная и Костанайской области (см. приложение)

Технологию развивающего обучения на уроках я использую несколько лет. Разумеется, не все складывается гладко, обучающиеся не всегда бывают, готовы работать самостоятельно, многие имеют низкую мотивацию к учению. Но все, же результат виден налицо: даже слабоуспевающие и безразличные к учебе студенты проявляют заинтересованность в собственных достижениях, чтобы добиваться успеха. Наблюдается положительная динамика: повышается уровень познавательной активности и качество знаний.

Постоянно занимаюсь самообразованием, участвую в работе семинаров, методсоветов, педчтениях. Выступила с докладами «Портфолио педагога как один из способов самопрезентации», «Организация самоуправления в группе как способ привития лидерских качеств будущих специалистов», «Развитие общечеловеческих ценностей на классных часах и внеклассных мероприятиях», «Организация актива группы: сложности и возможности», «Проблемы патриотического воспитания обучающихся», «Повышение качества обученности - итог роста профессионально значимых качеств педагога», «Систематизация учебно-методических материалов как способ повышения качества преподавания», «Формирование личностных качеств будущего специалиста в процессе организации коллективной деятельности в группе». В 2014 г принимала участие в Шековских педагогических чтениях с докладом «Активизация познавательной деятельности на уроках истории».

В 2013-14 учебном году обобщила свой педагогический опыт по теме: «Применение методов развивающего обучения на уроках истории как способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся». Для самоанализа и мониторинга своей работы этом учебном году составила электронное портфолио.

Анализируя свою работу, могу сделать выводы, что применение активных форм и методов обучения в условиях реализации развивающего обучения на занятиях, способствует повышению мотивации к обучению, созданию благоприятного микроклимата, саморазвитию личности, формированию социального опыта обучаемых в соответствии с общепринятой социальной нормой, активизирует познавательную деятельность, способствует повышению качества знаний.

Категория: История
16.10.2016 07:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!