СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение оздоровительных технологий на занятиях в ДДТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

             В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» здоровье школьников определено одним из ключевых направлений развития общего образования. Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных  проблем современной школы.

            В обстановке массовой школы подчас заглушаются такие качества ребёнка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть то, что относится к индивидуальности человека. Поэтому становятся актуальным создание и реализация программ по здоровьесбережению в системе дополнительного образования.

Образовательный процесс в Доме детского творчества  имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных  задатков, реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

        Работая по программе здоровьесбережения, акцент должен делаться не на специальные анатомические и физиологические знания, а на способы и методы сохранения и укрепления здоровья, с профилактической и познавательной направленностью. Это не обсуждение вредности и отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.   

      Педагог должен  систематически включать в занятия специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. К подобным приёмам относятся все способы увеличения двигательной активности детей: физкультминутки, использование приёмов пассивной и активной релаксации, дыхательные упражнения; психологический настрой на занятие и т.п. На своих занятиях я часто провожу релаксацию, и сделала вывод, что детям это очень нравится. В нашем книжном фонде имеются очень хорошая литература с разминками релаксацией, которую можно использовать всем педагогам.

Здоровьесбережение — это не только зарядка, физкультминутка и игры на переменах. Состояние физического и морального здоровья школьника зависит и от того, каким образом преподаватель подает знания учащимся.           Использование в технологиях обучения и воспитания игровых методов и приёмов, оптимальное сочетание их с другими методами повышают мотивацию детей, способствуют менее затратному (без напряжения) достижению образовательных задач. Использование индивидуального подхода на основе интересов детей и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора выполнения образовательных задач повышает самостоятельность детей, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а следовательно, укрепляет здоровье. Ребенок приходит в Дом творчества  по зову сердца что-то творить. Естественно, вначале он ничего не умеет, не знает, но когда научился, ему понравилось свое творение, и нужно сделать еще подарок своим близким и обязательно унести его сразу домой, а не оставить, например на выставку или в кабинете. Но мы должны строго работать по программе, сложно убедить ребенка, что он должен делать то, что говорит педагог, а не то, что он хочет. Учитывая это, я в своей программе планирую часы по теме «Работы по желанию», и тогда, естественно он сможет сделать то, что ему понравилось и сколько нужно.

      Положительное воздействие на всех детей и желание заниматься в объединениях Дома творчества оказывает и тот факт, что дети реально видят свои работы на выставках, дома, принимают участие в различных конкурсах. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому матери­алу и т.п. А вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение к вопросам здоровья: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и педагогов. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог — тем более.

Сложность формирования навыков здорового образа жизни во многом обусловлена тем, что на определённых этапах у детей отсутствует базовая потребность в здоровье, а самооценка уровня здоровья явно завышена. С сожалением следует отметить, что в списке потребностей у детей, здоровье находится не на первом месте, хотя  оно должно стать первейшей потребностью, именно поэтому, важно начиная с самого раннего возраста, воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе направлений, адекватных собственным интересам и склонностям. У нас в Доме творчества  проходят переменки, в виде разминок и подвижных игр, детям очень нравится. Также переменки проходят на улице на свежем воздухе в любое время года. Регулярно мы организуем поездки в бассейн и на каток в город Омск. Ну а чай у нас пьют практически все. Я скажу по своему объединению, мы завариваем только фиточаи. Есть дети, которые говорят, что я не люблю чай с травками, он не вкусный, но все равно пьет. Вот уже плюс, дома не пьет, а здесь пьет, естественно это не проходит бесследно. Мы вместе с детьми собираем  и сушим листья и ягоды, а также привлекаю детей, даю им задание на лето, многие собирают с родителями. Ходим в походы своим объединением, а также весной и осенью всем домом творчества.

И хотя вопросы охраны здоровья детей и подростков для образования не новы, появляется реальный заказ от педагогов на новые подходы и знания, отличные от широко и повсеместно используемых санитарно – гигиенических  и медицинских. Активно поднимаются проблемы сохранения  здоровья самих педагогов.

У нас в Доме творчества все педагоги заботятся о здоровье учащихся. А мне бы хотелось задать вопрос педагогам, что они делают для сохранения и укрепления своего здоровья (физического и психологического). Отвечу:

« Ходят в больницу». А может, будем совмещать полезное с приятным.

« Больной учитель не может воспитать здоровых учеников».

Не забывайте о собственном здоровье!

 Насыщенная, интересная и увлекательная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

 

Используемая литература.

1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - /М., 2002.

2.  Н.К. Смирнов Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.– М.: АРКТИ, 2005.

 

Категория: Всем учителям
10.01.2015 19:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!