СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Притча и её роль в формировании духовно-нравственной личности учащегося на уроках литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос формирования духовно-нравственной личности учащегося является одним из ключевых как в современной педагогике, так и в современном обществе. Причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно – досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Поэтому важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Российской Федерации. Важным материалом, на котором строится формирование духовно-нравственной личности являются притчи. С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения. Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю учащегося. Притчи помогают ребенку задуматься над своим поведением, и быть может, заставят его посмеяться над своими ошибками. Ценность притчи в том, что она вызывает учащегося на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. Поскольку первостепенное значение в формировании духовно-нравственной личности учащегося оказывают общество и литература, использование притчи на уроках литературы станет эффективным ориентиром на духовно-нравственное воспитание и становление личности учащихся. Притчи являются благодатным материалом для учителя, чтобы развивать речь учащихся. В нашей школе (Нижегородская область Арзамасский район МБОУ «Казаковская ОШ») дети обучаются литературе по учебникам Веры Яновны Коровиной и Валентина Ивановича Коровина. Однако программой предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе, начиная только с 6 класса. В связи с этим я считаю возможным начать знакомство с этим жанром уже в 5 классе как на уроках внеклассного чтения, так и на уроках литературы. Содержание притч, как известно, имеют нравственную мораль. Основные приёмы работы с притчами, которые я использую на уроках литературы, являются: • внимательное прочтение притчи; • выведение морали из притчи; • возведение притчи к древности (т.е. показать проницательность и мудрость древних философов); • сокращение притчи (т.е. написание сжатого изложения); • введение притчи в высказывание; • опровержение или аргументирование поучительной мысли притчи: • моделирование ситуации применения притчи. Кроме того использование притчи на уроках литературы развивают речь учащегося, повышают их общую культуру, формируют уважительное отношение к традициям, семье, доброжелательное отношение к сверстникам; способность к духовному развитию, различению хороших и плохих поступков. Кроме того использование мною притч на уроках литературы готовит учащегося не только к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на ОГЭ, но и помогают им сформировать целостную духовно-нравственную личность. При работе над притчами важно правильно построить систему вопросов, чтобы с помощью этой системы вопросов продвинуть учащегося от подсознательного понимания к осознанному открытию смысла. Очень важно дать возможность на уроках литературы учащимся высказаться, услышать мысли в отдельных словах детей, увидеть приближение к интересному ответу. Вариантов работы с притчами много. Я прошу детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее. Притча также уместна, на мой взгляд, для мотивации в начале каждого урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в образовательный процесс. Обратимся к некоторым притчам, которые я использую на уроках литературы в 5-9 классах:

1. Восточная притча «Всё в твоих руках» в 5 классе. После прочтения или показа видеофильма, который находится в свободном доступе в сети Интернет, учащиеся понимают, что от каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, но даже судьба каждого человека и положение дел во вселенной, и я предлогаю такой ряд вопросов и заданий к притче «Всё в твоих руках»: - Выявление непонятных слов (Мастер, сомкнутые ладони, истина); - Определение темы текста (О чём этот текст?); - Определение идеи текста (Основная мысль притчи? Что значит выражение «Всё в твоих руках»?); - Тип текста; - Понравилась ли вам притча? - Устный пересказ притчи.

2. Восточная притча «Всё оставляет свой след» учит учащихся 9 класса таким нравственным качествам, как уважение к старшим, сдержанность, стремление к доброте. Кроме того, к прослушанной притче я предлагаю система вопросов и заданий:

- Выразительное чтение притчи - Выявление непонятных слов (гнев, темперамент, самообладание) - О чём эта притча? - Как вы понимаете выражение «шрам останется»? - Согласны ли вы с отцом или нет? Докажите, аргументируйте свой ответ. Письменное задание я предлагаю следующее: написать сочинение-рассуждение, использовав жизненную и бытовую ситуацию как аргументы. В заключении прошу учащихся использовать мораль притчи.

3.Библейская притча «Притча о милосердном самарянине» учит учащихся 6 класса каким должно быть отношение к ближним, знакомит с понятием милосердие. После простения притчи я предлагаю следующие вопросы:

- “Иди и ты поступай так же” - как вы понимаете?

- Какие добрые дела совершил Самаритянин?

- Все ли люди могут поступить так же, как он?

- К чему это может привести человечество?

После ответа учащихся на уроке, я обращаю внимание на следующие проблемные ситуации, которые дети могут встретить в повседневной жизни. Как мы с вами должны поступить:

1) Девочка вышла гулять, споткнулась и упала в лужу, замарала свое красивое платье. (Ответ: пожалеем, поможем дойти до дома).

2) У женщины в магазине упала сумка на пол и посыпались продукты (Ответ: поможем собрать).

3) Мама занята, она варит обед, а младший братишка или сестренка хочет, чтобы с ним играли. Мама не знает, что делать, а вы знаете? (Ответ: поиграем с братиком).

4) В детском саду после прогулки у одного мальчика потерялись сандалии. (Ответ: поможем найти)

Письменным заданием служит ответ на вопрос «Что значит быть милосердным? ». 4. Восточная притча «Гвозди» говорит учащимся 8 класса о том, что дети когда-нибудь совершают ошибки, как и взрослые. Однако очень важно, чтобы каждый учащийся понимал: ранит любой злой поступок и действие, и слово, и взгляд, и даже мысль. Притом ранят и разрушают они не только жизнь того человека, против которого направлены, но и жизнь того, кто их совершает. В этой притче просматриваются все её функции: учащиеся, читая её примеряют сказанное в притче к себе, сравнивают состояние героя со своими мыслями и переживаниями, позволяют посмотреть на взаимоотношения отца и сына, видят способ разрешения конфликтных ситуаций. Я использую ряд вопросов, на которые учащиеся смогут ответить после прочтения притчи:

- Как вы понимаете слова “душевная рана”?

- Можно ли залечить душевную рану? Как?

- Чему учит вас эта притча?

- Найдите ключевые понятия: терпение, вспыльчивость, душевная рана и т.д? Также формулирую дополнительные вопросы, используя технологию критического мышления: тонкие вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (кто? что? когда? может? будет? мог ли? как звали? было ли? согласны ли вы?) и толстые, проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы (почему? почему вы думаете? почему вы считаете? в чем разница? предположите, что будет, если? что если?). Учащиеся легче выполняют данную работу в группах. Домашним заданием служит либо инсценировка притчи, ее иллюстрирование или примеры из собственной жизни в зависимости от уровня подготовки учащегося.

5. Библейская притча «О маме» развивает чувство любви к своей матери и используется мной на уроках литературы в 5 классе как самостоятельная работа, которая несет исследовательский характер. Учащиеся, работая в группах или индивидуально, отвечают на ряд мною поставленных вопросов:

- Кто такой ангел?

-Почему неважно, как зовут ангела?

-Что для вас является важным в отношениях с мамой?

Используя ответы учащихся, я предлагаю индивидуальное письменное задание в форме эссе для каждого ребенка, но с одной общей темой «Моя мама»

В результате обсуждения притчи я вместе с учащиемися на уроках литературы прихожу к общему мнению о том, какими функциями обладает притча в становлении духовно-нравственной личности:

- Во-первых, притча может быть «зеркалом», в котором каждый видит самого себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями.

- Во-вторых, в притчах говорится о ком-то постороннем, но я на уроке литературы задаю вопрос: «Никто здесь себя не узнает?» Не прошу учащегося поднимать руку и отвечать на поставленный вопрос, а даю возможность попробовать каждому ребенку честно ответить самому себе на этот вопрос.

- В-третьих, притча является моделью конфликтной ситуации и предлагает ее разрешение. Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны, посмотреть опосредованно на саму конфликтную ситуацию и я помогаю ребенку найти выход из нее.

Используя притчи на уроках литературы в 5-9 классах я, как учитель русского языка и литературы, стараюсь развивать и воспитывать в ребёнке духовно-нравственною личность путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого моего учебного занятия составляют притчи и ее интерпритация, а так же мой диалог с учеником, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но и подтолкнуть их к размышлению, к формированию национального самосознания. Именно притча является формой реализации мышления, которая учит делать выбор между добром и злом, учит милосердию, работать с ценностями духовно-нравственного воспитания, понимать и осознавать их. Таким образом, притчи не только можно, но и нужно использовать в своей работе. Притчи помогают разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории, ведь другому человеку мы в мягкой форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притчи позволяют осудить не человека, но осудить порок. Они несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти учащихся, влияют на самоопределение и становление духовно-нравственной личности.

Литература:

  1. Даль В. И., Толковый словарь живого великорусского языка, М., изд. «Русский язык», 1999 г.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009.
  3. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002 г.
  4. Словарь синонимов: Л., 1975 г.
  5. Словарь русского языка в 4-х томах, М., изд. «Русский язык», 1984 г.
  6. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006 г.
  7. Ожегов С. И., Словарь русского языка, М., 4 изд., М., 2002 г.

7. В.А.Сухомлинский «О воспитании», М., изд. «Политическая литература», 1973 г

Категория: Литература
16.10.2017 11:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!