СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема развития дикции у детей младшего школьного возраста по средствам музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дикция ( от лат. – произношение) – степень отчётливости произношения слов, слогов и звуков в разговоре, пении, художественном чтении и т. п. Однокоренными к слову дикция являются слова диктор, диктовать. Степень отчётливости произношения может быть различной: высокой или низкой. В первом случае мы говорим о хорошей дикции, а во втором – о плохой. Работой над дикцией следует считать ту работу, которая направлена на воспитание у младших школьников чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз, на овладение чётко артикулируемой речью, т. е. формирование хорошей дикции.

Необходимость работы над дикцией в начальной школе определяется тремя факторами:

  1. Это роль дикции в жизни каждого человека и всего общества. Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, отчётливости, внятности, является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми. Хорошая дикция обеспечивает незатруднённое восприятие устной речи. Так называемые дефекты дикции (картавость, шепелявость и т. п.) искажают привычный слуховой образ слова. Неправильно, непривычно прозвучавшая форма слова невольно обращает на себя внимание, отвлекая от содержания, тем самым коммуникация нарушается, взаимопонимание осложняется. Невнятное, вялое или наоборот, торопливое произношение также «есть главная помеха удобослышимости и удобовоспринимаемости слова» (А. В. Прянишников). Кроме социальной, дикция имеет и большую эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней, материальной культуры устной речи каждого человека. Нечёткая, плохая дикция «режет слух», снижает выразительность звучащей речи и чтения, ослабляет эмоциональность выступления и зачастую может свидетельствовать о невысокой культуре человека.

  2. Дикция влияет на усвоение младшими школьниками грамотного письма. Роль полноценных артикуляций для формирования грамотного письма отмечается рядом исследователей: А. Р. Лурия, М. Е. Хватцев, Р. М. Боскис и другие.

  3. Специфика речевого развития детей младшего школьного возраста. К моменту поступления в школу вся артикуляционная база всех звуков у детей, как правило, сформулировано. Вместе с тем нормально устроенный речевой аппарат функционирует в большинстве случаев недостаточно энергично, вяло или, наоборот, излишне напряжённо. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по артикуляционным и акустическим признакам, невысок. Эти психофизиологические особенности детей заставляют признать работу над дикцией на начальном этапе обучения обязательной.

В устной речи младших школьников широко распространены различные отклонения от внятности и отчётливости произношения. Все отступления от правильной речи можно разделить на два типа по характеру их проявления: первые связаны с нарушением чистоты произношения отдельных звуков речи; вторые – с нарушением ясности произношений звукосочетаний, слогов, слов, предложений в речевом потоке. Недостатки первого типа носят индивидуальный, частный характер проявления в речи учащихся. Большинство детей поступают в школу с правильной артикуляцией гласных и согласных звуков русского языка, однако, у некоторых наблюдается «засорённость» произношения в виде картавости, шепелявости, присвистывания и т. п. Обычно искажается произношение сонорных /р/, /л/; свистящих и шипящих /з/, /с/, /ц/. /ш/, /ж/, /ч/, \ш/, /ж/. Наблюдаются «смешанные» дефекты, когда учащиеся не владеют правильной артикуляцией нескольких

групп согласных одновременно. В среднем у каждого четвёртого ученика начальных

классов обнаруживаются ярко и слабо выраженные дефекты речи.

Дефекты речи связаны с недостатками в работе речевого аппарата. Эти недостатки могут быть как органического (например, врождённая патология устройства органов речи), так и неорганического происхождения. Устранением дефектов дикции, вызываемых патологическими изменениями в организме детей, занимаются специалисты-логопеды. Задача ликвидации дефектов речи, причины которых коренятся в неправильном пользовании нормально устроенным речевым аппаратом, решается учителем начальных классов.

«Приобретённые» вследствие невнимания окружающих (прежде всего родителей) к речи ребёнка дефекты можно устранить педагогическими средствами в ходе произносительных тренировок. Ученики, имеющие какой-либо дефект дикции, пользуются особым вниманием учителя. Для них готовится комплекс упражнений, направленных на постановку «больного» звука. Комплекс включает в себя две части: а) артикуляционную гимнастику; б) тренировочные упражнения с отрабатываемым звуком.

Категория: Прочее
04.04.2024 16:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!