СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы преподавания иностранного языка в учреждениях СПО и пути их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие великие люди отмечали важность владения иностранными языками. Так, писатель, мыслитель и философ Иоганн Гёте утверждал: «Кто не знает иностранного языка, не знает и своего собственного». Фрэнк Смит сказал: «Один язык приводит вас в коридор жизни. Два языка открывает все двери на этом пути». В современном мире владение иностранными языками стало особенно актуальным. Неслучайно XXI век объявлен ЮНЕСКО Веком полиглотов. Мир стирает границы. Меняются приоритеты, мировоззрение, меняемся мы сами. Все чаще возникают ситуации, когда человеку необходимо знание иностранного языка. В профессиональной деятельности знание языков помогает быть в курсе новейших открытий, даёт возможность обсуждать их с профессионалами из разных стран, перенимать их опыт. Перед образовательными организациями СПО стоит задача подготовки высококвалифицированных специалистов. Иностранный язык – неотъемлемая составляющая профессиональной подготовки современных кадров, которые будут конкурентоспособны и востребованы на рынке труда.

В образовательных организациях СПО иностранный язык изучается на протяжении всего периода обучения. Перед преподавателями стоит задача подготовить выпускника, владеющего иностранным языком на профессиональном уровне. Знание терминологии, чтение и понимание текстов профессиональной направленности, умение представить публике проект на иностранном языке – это тот минимум, которым должен владеть специалист в наше время.

Современные реалии заставляют преподавателей иностранного языка нашего колледжа работать в формате, отвечающем требованиям времени и ФГОС среднего профессионального образования и профессиональных стандартов.

Наш колледж осуществляет подготовку кадров по укрупненным областям «Строительство» (по профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования) и «Обслуживание транспорта и логистика» (по специальностям: 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта), 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 27.02.06 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте), 23.02.03 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог).

В течение первого года обучения учебный процесс строится таким образом, чтобы обучающиеся могли восполнить пробелы в знаниях и расширить словарный запас. Преподаватели должны мотивировать их к изучению иностранного языка, а также сформировать уверенность в способности к иноязычному общению.

В течение второго года обучения начинается активное вхождение в профессиональный язык. Самое главное здесь, на наш взгляд, показать обучающимся, что иностранный язык помогает общению на профессиональном уровне. В течение третьего и четвертого курсов происходит глубокое погружение в профессиональный язык.

В ходе работы нам приходится сталкиваться с рядом проблем:

1. Процесс обучения происходит в искусственной языковой среде.

2. Иностранный язык рассматривается обучающимися как второстепенная дисциплина.

3. Недостаточное количество, а порой отсутствие учебников и учебных пособий для СПО, имеющих профессиональную направленность.

4. Низкая мотивация студентов к изучению иностранного языка.

Успешное овладение студентами профессиональным иностранным языком целиком и полностью зависит от преподавателя. Преподаватель должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным, должен четко понимать, какие умения потребуются его воспитанникам в жизни, уметь связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, выбранной профессией и личными интересами студента. Очень важно, на наш взгляд, уметь создавать ситуацию успеха для каждого, оценивать прогресс не только в рамках предмета, но и в развитии тех или иных жизненно и профессионально важных качеств. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Нельзя заставить его научиться чему-либо, если он этого не захочет. Поэтому проблема мотивации является одной их главных задач и важнейшим фактором успеха в обучении иностранному языку. Преподавателю необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету, создавать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей студентов искать и применять новые методические приемы, которые создают предпосылки для успешного изучения предмета. Деятельность международной некоммерческой ассоциации World Skills International (WSI) представляет собой действенный мотивационный фактор изучения иностранного языка, так как участие в конкурсе WorldSkills для будущего специалиста представляет собой прочную основу дальнейшей производственной деятельности, это возможность доступа к англоязычной литературе, методикам, обмену опытом со своими коллегами такого же уровня, база для продолжения языкового образования в вузе. Огромным плюсом участия студентов в движение Worldskills являются объединение образовательных организаций, обмен опытом по преподаванию профильных дисциплин и технологии внедрения стандартов профессионального мастерства Worldskills в образовательный процесс. Благодаря данному движению повышается престиж рабочих профессий среди молодежной аудитории. Чемпионат WorldSkills проводится в каждом регионе. Наши студенты ежегодно, начиная с 2016 года, принимают участие в Открытом Региональном Чемпионате «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA) по компетенции: Электромонтаж (Electrical Installations). В 2019 и 2020 годах впервые на территории Рязанской области, студенты колледжа сдавали ГИА в форме демонстрационного экзамена в соответствии с международными стандартами WorldSkills. Студенты, принявшие участие в чемпионате и сдавшие демоэкзамен, отмечают важность владения иностранным языком.

В колледже трудятся три преподавателя иностранного языка. Два из них работают второй год: Добычина Т.А. (до 2019 г. преподавала иностранный язык в школе на протяжении 20 лет, имеет первую квалификационную категорию) и Малявина Е.Л. (закончила ВУЗ в 2019 г., является молодым специалистом). Преподаватели обладают необходимыми знаниями и языковыми компетенциями, но столкнулись с рядом трудностей при преподавании дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности»: 1. Преподаватели иностранного языка пока не имеют специальной подготовки по профилю профессии будущего выпускника и часто не имеют представления о его коммуникативных потребностях, не владеют специфической профессиональной лексикой, не имеют специальных знаний и опыта перевода технической литературы, сталкиваются с трудностями при отборе учебного материала.

2. Преподаватели иностранного языка проводят занятия в группах различных специальностей и профессий, что, на наш взгляд, также осложняет их деятельность: приходится осваивать азы сразу нескольких профессий, увеличивается объем подготовки к занятиям. 3. Отсутствие современных учебников, содержание которых отвечает профессиональной направленности, нехватка методической литературы и пособий по переводу.

По нашему мнению, для решения возникающих трудностей существует несколько направлений работы: 1. Организация консультаций с преподавателями спецдисциплин для детального знакомства с основами профессии (специальности). 2. Использование помощи преподавателей специальных дисциплин в накоплении речевого материала: терминологии, клише, профессиональных оборотов речи. 3. Проектирование и конструирование дидактического материала: поиск в Интернете современной технической терминологии, учебной и специальной литературы, научно-технических статей, видеосюжетов на профессиональные темы для использования на уроках. 4. Обмен опытом с преподавателями других образовательных организаций СПО. 5. Разработка и проведение интегрированных уроков со специальными дисциплинами. 6. Организация тесного сотрудничества преподавателей иностранного языка с преподавателями иностранных дисциплин и мастерами производственного обучения.

7. Обучение на курсах повышения квалификации для преподавателей организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по развитию языковых компетенций. 8. Использование потенциала сайта WorldSkills International для подготовки студентов к участию в конкурсе, для изучения терминологии по специальности, для развития навыков технического перевода, для развития навыков поиска информации в Интернете, для установления междисциплинарных связей с профильными дисциплинами.

Однако самый главный способ решения проблем преподавания технического иностранного языка в колледже – это, по нашему мнению, желание самого преподавателя работать над своим самообразованием, проявлять профессиональную гибкость, приобретать новые знания и компетенции, повышать свой профессионализм и творчески подходить к осуществлению учебного процесса.

Таким образом, жизнь ставит перед преподавателем много задач и заставляет его искать пути их решения. Поэтому для преподавателя особенно важно искать новые идеи, обмениваться опытом с коллегами, обучаться на различных курсах и повышать свою квалификацию. Как говорил великий педагог К.Д. Ушинский: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестает учиться, в нём умирает учитель!»

13.10.2021 09:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!