СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Бережливый детский сад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАСЫЩЕНИЕ СРЕДЫ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАМИ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОСТРАНСТВА» ДЛЯ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ.

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Не обошло оно и образование.

На территории Нижегородской реализуется региональный проект «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций («Бережливый детский сад»)». Основная идея проекта - внедрение принципов бережливого пространства в деятельность детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества предоставляемых услуг. Цель проекта – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно, применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий: применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников; проведение цикла развивающих занятий для детей; повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий; стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников; рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.

В рамках реализации мероприятий предусмотренных планом проекта «Бережливый детский сад» в нашем дошкольном учреждении МБДОУ ДС "Ягодка" осуществляется работа по внедрению в работу групп технологии «бережливого пространства». В данном направлении совершенствуется развивающая предметно-пространственная среда групп, которая включает организацию рабочих мест детей, аспектов образовательной деятельности, безопасности, путем стандартизации ежедневных операций, создание опорных сигналов и навигаторов для свободной ориентации в помещении детского сада. Реализация муниципального проекта позволила эффективнее внедрить принципы «бережливого пространства». Проблемное полем РППС было: недостаточная мобильность, трансформируемость пространства; невозможность быстро изменять пространство под образовательную ситуацию; ресурсная ограниченность содержания развивающей предметно – пространственной среды. Результатом стало - изготовлены ширм, которые отражают различные сюжеты, что позволяет обеспечить свободный выбор каждому ребёнку с учётом его интересов, гендерной принадлежности, уровня активности; мобильный подиум с роликовыми колёсами. Подиум дошкольники используют для конструирования, режиссёрских, дидактических игр, которые не прекращаются, а только прерываются в силу различных обстоятельств и снова возобновляются в удобное время; высвобождение игрового пространства за счет новой мобильной мебели; создание центра отдыха и уединения. Также в группе созданы центры активности - патриотического воспитания, сюжетно-ролевых игр, книги, дежурства, познавательно-исследовательского развития, дорожной безопасности, конструирования, изобразительной деятельности, музыкального развития, театральной деятельности, экспериментирования, физического развития и здоровья, экологии, речевого развития, где осуществляется самостоятельная деятельность детей. Дошкольникам предоставляется возможность проявлять инициативу в самореализации выбранной деятельности и самостоятельно работать в центрах активности по интересам.

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего мест, обязательна к внедрению и в детском саду[2]. При организации работы детей в группе, созданиебережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом нашей работы, является картирование процесса – схема, мнемотаблица. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяем различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображены порядок действия в той или иной ситуации. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать дети: сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальная разметка. Непосредственная опасность – красный цвет.Возможная опасность – желтый цвет. Безопасность, безопасные условия зелёный цвет. Указание – синий цвет.Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, нанесены маркёры красного цвета.В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри повесили картинки с алгоритмами размещения вещей. Инструкция последовательности одевания по сезонам расположили на видном месте, чтобы ребенок мог посмотреть как правильно и быстро одеться. Алгоритм «Мытье рук» расположили в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук — обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, которую необходимо научиться делать это самостоятельно. Объясняем, что руки необходимо мыть не только при видимых загрязнениях, но и после прогулки, посещения туалета, игр с животными, до и после еды. В туалетной комнате ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем, особенно это актуально в борьбе с нераспространением коронавирусной инфекции.Алгоритм «Уход за комнатными растениями» разместили в центре экологии. Схему «Сервировка стола» – в центре дежурств.В группе мы везде наклеили картинки, где что находится и теперь ребенок четко знает, в каком ящике лежит конструктор, игра, а на какой полке – раскраски и карандаши. Популярной формой общения с родителями для нас стала группа в социальной сети, где мы размещаем фотографии с событиями группы, с детьми в разных видах деятельности, результаты продуктивной деятельности, рекомендации по воспитанию детей, обмениваемся опытом. Таким образом, внедрение принципов «бережливого пространства» формирует у дошкольников бережливое отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты, мотивирует к проявлению самостоятельности в режимных моментах и различных видах деятельности.

14.03.2022 14:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!