© 2021, Сороченко Оксана Анатольевна 155
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Модернизация современной школы, создание и развитие единого информационного пространства страны потребовали преобразований деятельности школьных библиотек. ФГОС ОО ставят перед библиотеками общеобразовательных учреждений четкие задачи: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…». Важнейшей задачей современного образования становится повышение информационной компетентности всех участников образовательного процесса. В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных и информационно - культурных участников информационного общества. Сегодня все участники образовательного процесса стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, аудиовизуальных и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В ФГОС заложены требования об обязательном техническом оснащении информационно-библиотечного центра (ИБЦ) в соответствии с задачей обеспечения возможности «доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся». В ИБЦ должен быть интернет, достаточное количество рабочих мест (компьютеров) с доступом к Интернету по локальной сети или через Wi-Fi для всех пользователей. Специалисты ИБЦ должны осуществлять «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг». Фонд школьной библиотеки (ИБЦ) должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».
Таким образом, назрела необходимость создания современного информационно-библиотечного центра как центра формирования информационной компетентности участников образовательного процесса.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создание условий для внедрения информационно-библиотечного центра как центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса. Организация, координация деятельности по формированию информационной компетентности участников образовательного процесса.
Задачи проекта:
4. Исходные теоретические положения проекта
4.1. Нормативная база
Необходимость разработки инновационного проекта обусловлена концептуальными основами нормативных документов, регламентирующих деятельность современной образовательной организации:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ п. 20 "Об образовании в Российской Федерации".
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
3. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров».
5. Постановление Правительства Челябинской области № 732-П от 28 декабря 2017 года «О государственной программе Челябинской области» на 2018-2025
годы».
6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 20 июля 2018 года № 01/2231 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Челябинской области».
7. Программа поддержки и развития чтения в Челябинской области (2017-2020 гг.) (принята Общественным советом при Министерстве культуры Челябинской области 10.02.2017).
4.2. Исходные теоретические положения
Всё более значимыми и востребованными в современной социальной жизни становятся такие качества, как инициативность, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, умение искать информацию и работать с нею, способность к осознанному выбору, личная ответственность, умение адаптироваться к быстро изменяющимся жизненным условиям. Именно поэтому на смену «знаниевой» пришла «компетентностная» парадигма образования. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, способов деятельности, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в новых, нестандартных ситуациях, поэтому для развития компетентности необходимы ситуации, моделирующие реальную жизнь. Стандарты второго поколения в числе других выделяет метапредметные (компетентностные) результаты образования, которые представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Одним из важнейших метапредметных результатов образования является информационная компетентность. Составная часть информационной компетентности - информационная культура (ИК) – культура взаимодействия человека с информацией. ИК развивается в процессе «информационной социализации». Это термин В. А. Бородиной. Автор говорит о социализации пользователей (читателей), которая должна включать традиционную библиотечно-библиографическую, читательскую социализацию, ориентацию в автоматизированных библиографических каталогах и культуру восприятия любых знаковых систем. В качестве базиса социализации читателя В. А. Бородина выделяет информационную деятельность – способ освоения личностью разнообразной информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человека. Именно в процессе информационной деятельности развивается информационная культура личности, которая предполагает не только умение эффективно использовать возможности информации, но и понимание ее роли в жизни общества, и умение критически оценивать информацию.
Понимание сущности информационной культуры личности, представленное в работах Н.И. Гендиной, предполагает прежде всего ее осознание как одного из общих проявлений общей культуры человека. Информационная культура есть продукт человеческой деятельности. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а с другой – только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Развивающийся читатель находится в постоянном взаимодействии со сложной информационной средой. Осваивая ее, он испытывает значительнее трудности в формировании целостного мира личности. Задача педагогов, библиотекарей, участвующих в читательской социализации, помочь индивидуальному становлению личности человека как читателя.
В условиях компетентностной парадигмы образования ведущая роль отводится способу получения знаний, стимулированию самостоятельной учебной деятельности, организации продуктивной деятельности школьников. ИК – это метапредмет, поэтому работа над ее развитием должна быть привязана ко всей жизнедеятельности ученика и основываться на принципах развивающего обучения, на поисковых, исследовательских, проектных методиках.
Одна из составляющих ИК – культура чтения - способность воспринимать, понимать и анализировать вербальную информацию, представленную в письменной, печатной и электронной формах. Н. А. Коряковцева выделяет такие функции чтения: - средство самовоспитания, саморазвития, самоидентификации, элемент непрерывного образования человека; - средство самообразования; - способ сохранения национальной идентичности. Один из важнейших элементов ИК – умение критически оценивать информацию. Способность к критическому мышлению - необходимое условие обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Таким образом, непосредственно участвуя в образовательном процессе, обеспечивая доступ к учебной, справочной, художественной литературе, электронным ресурсам, осваивая современные информационные и образовательные технологии, библиотеки могут внести весомый вклад в подготовку выпускников, хорошо ориентирующихся в мире информации, способных к самообразованию и саморазвитию, готовых к образованию на протяжении всей жизни.
Информационная культура – это знания, умения и мотивы человека, обеспечивающие целенаправленную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Информационная культура учащихся – часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, являющийся необходимым условием готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования; информационная культура учащихся включает в себя следующие компоненты: коммуникативный, читательский, библиографический, информационно-технологический.
Читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии образовательной и профессиональной деятельности. Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. Читательская компетентность имеет и деятельностную составляющую, которая формируется в образовательном процессе применительно к задачам каждой его ступени. Основывается на междисциплинарных, межпредметных знаниях и осуществляется через множество умений – искать и анализировать информацию, понимать и интерпретировать текст, оценивать и формировать суждения о тексте.
5. Основные направления ИБЦ
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация мероприятий Проекта позволит создать условия для обеспечения достижения новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) за счёт преобразования библиотеки в информационно – библиотечный центр, который позволит:
- иметь доступ ко всему объему программных произведений, включенных в образовательную программу школы; справочно-информационной литературе; учебно-методической литературе за счет возможности использования виртуальных библиотек, электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов;
- заниматься образовательной деятельностью в комфортной среде, обеспечивающей условия для индивидуальной и групповой работы за счет использования различных зон пространства ИБЦ;
- бесплатно пользоваться беспроводным интернетом как с использованием ноутбуков ИБЦ, так и собственных персональных гаджетов с безопасным доступом во всемирную сеть;
- использовать компьютерную технику в ИБЦ для сканирования, тиражирования, копирования образовательных ресурсов;
- пользоваться ресурсами ИБЦ (печатными, электронными, консультативными) в плане профессионального самоопределения;
Ожидаемые результаты реализации Проекта повлияют на улучшение качества новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), что обеспечит повышение уровня социализации, конкурентоспособности и мобильности выпускников школы.
© 2021, Сороченко Оксана Анатольевна 155