СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как способ организации сотрудничества «учитель-ученик-родитель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда впервые возникла идея сделать проект, то я не думала ни о педагогике сотрудничества, ни об организации взаимодействия между участниками образовательного процесса, ни о роли деятельностного подхода в учебном процессе. Вообще создание родословной является довольно обычным заданием на уроке истории, но мне хотелось чего-то большего

При создании проекта «Моя родословная» я руководствовалась следующими идеями.

Во-первых хотелось избежать по возможности в рамках курса истории Московской области дублирования курса истории России;

Во-вторых предложить учащимся что-то новое, предложить эксперимент. Благо по истории Московской области ОГЭ и ЕГЭ сдавать не надо, и, следовательно, больше возможности для «маневра»;

В-третьих – работа над родословной своей семьи позволяет учащимся в полной мере примерить на себя роль историка и заняться непосредственным поиском, отбором, и анализом различных источников.

В-четвертых, представлялся вполне оправданным в рамках истории родного края разговор об истории родной семьи.

Наконец, появляется возможность на практике реализовать технологию «проекта».

С самого начала я понимала, что без помощи родителей реализовать задуманное будет сложно. Поэтому на родительском собрании я рассказала о проекте и попросила мам и пап помочь ребятам в их работе.

Сама работа над проектом состояла из нескольких этапов.

Вначале, я рассказала, что такое проект, из каких частей он состоит, какие его особенности, отличие от реферата или исследования.

На втором этапе мы в классе обсуждали, почему знание истории своей семьи может быть важно для человека, пытались сформулировать цели и задачи проекта, обсуждали, где и как можно найти материалы для своей родословной. Какими способами можно систематизировать и обобщить полученную информацию, и что должна содержать работа помимо их генеалогического древа.

Далее определили этапы работы над проектом, задачи для каждого этапа, способы их достижения, имеющиеся ресурсы и планируемые сроки их реализации. Какие-то решения предлагали сами ребята, что-то предлагала я. Так в качестве рабочей я предложила такую цель проекта (в самой общей формулировке): «судьба моей семьи и история страны. Попытка соотнесения». Но договорились, что можно сформулировать и собственную цель.

Далее каждый должен был выполнить свой проект, в т. ч. Письменную часть работы (отчет).

Следующий этап – подготовка и показ презентаций. С самого начала были поставлены два условия. 1) каждый сам решает, что именно из истории своей семьи он будет рассказывать, а о чем умолчит. 2) внимательное и доброжелательное отношение во время представления своих работ.

Я переживала, как все получится, переживали и те, кому пришлось выступать первым. Но в итоге получилось все очень интересно. Это был, главным образом, рассказ о бабушках и дедушках.

Так был рассказ о прадедушке, морском офицере, участнике Цусимского сражения или рассказ о дедушке, который участвовал в разработке ракетных двигателей и был знаком с Королевым.

История о бабушке, которая очень хотела учиться в институте, но семья не могла себе этого позволить, и бабушка пошла работать после 8 класса, училась в техникуме заочно. Практически каждый ребенок нашел в истории своей семьи истории которыми он захотел поделиться, истории, которые вызывали удивление. «Знай наших!»

Было много разных историй по которым можно было проследить историю страны. Попутно получилась пропедевтика достаточно сложной для изучения истории России XX в. Например, рассказ о прапрабабушке, которая училась в Институте благородных девиц и ее отце который отвечал за строительство железной дороги в Сибири, о купеческой семье, потерявшей все в революцию; многочисленные воспоминания о коллективизации и колхозной жизни; о голоде, тяжком труде; о войне, освоении космоса, строительстве и работе заводов. В целом, получился рассказ о стойкости, терпении и труде целых поколений.

Ребята с большим уважением и гордостью говорили о своих дедушках, бабушках, прадедушках и прабабушках, а потом и о родителях.

После завершения показа презентаций я попросила написать отзыв о своей работе и работе класса над данным проектом по плану:

  • Что я хотела сделать
  • Что у меня получилось
  • Что не получилось и почему
  • Что понравилось (не понравилось) в работе других ребят.
  • Что вам дала работа над проектом «Моя родословная»

Самыми важными для меня были такие строки « мы говорили … родители рассказали мне о своем детстве, о жизни, я стал лучше их понимать…»

«когда дальше откладывать работу над родословной было уже нельзя, близился день выступления, я пошла в гости к своей бабушке, и мы с ней весь вечер пили чай и рассматривали старые фотографии. Это был, пожалуй, один из самых лучших вечеров в моей жизни»

«Я узнал о том, какие были тяжелые времена и о поступках моих бабушек и прабабушек. Я горжусь ими.»

«Мне рассказали очень трогательные истории, которые я запомню и буду рассказывать их детям…»

Категория: История
31.01.2023 20:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!