© 2020 301
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В СТАРШИХ КЛАССАХ
(на материале проекта «Концепт “успех” в русском языке»)
Современный учитель, стремящийся в полней мере реализовать потенциал, заложенный в новым образовательных стандартах, обращается сегодня к инновационных формам и методам работы, одним из которых является метод проектов. Кроме того, новые исследования в лингвистике, которые всегда интересуют творчески работающих учителей, заставляют обратиться к таким лингвистическим понятиям, как концепт, языковая личность и др. Так, рассмотрение языковой личности в контексте национальной культуры является одним из актуальных направлений лингвистики. Экономическая и языковая ментальность личности тесным образом связаны: разделение ментальностей на виды условно.
Формирование языковой личности в современном обществе справедливо связывают с менталитетом. Понятия ментальность и менталитет сегодня представляют собою понятия междисциплинарные. Они являются предметом изучения в лингвистике, философии, психологии и других гуманитарных и социальных науках. Но главное – эти понятия влияют на содержание обучения русскому языку в школе, требуя учитывать реалии современное России. Если менталитет в самом общем виде определяется как система мировоззрения и мировосприятия индивида или группы, то ментальность представляет собою совокупность конкретных этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов, т.е. оно является понятием более узким. В соответствии с этим в науке стали говорить, например, об экономической ментальности, которая является частью национального менталитета.
Ментальность и менталитет тесным образом связаны прежде всего с языком. Ценностные понятия, лежащие в основе национального менталитета, определяют его своеобразие. В свою очередь, различные ментальности базируются на совокупности ценностных понятий. В частности, к экономической ментальности относятся такие понятия, как успех, хозяйственная культура, хозяйственное поведение, бизнес/дело, предпринимательство и др.
В лингвистике ценностные понятия называются концептами. Концептологический подход в современной лингвистике дает материал для научных обобщений целого ряда наук,
в том числе и для методики преподавания русского языка. В частности, для экономики важны, например, ценностные концепты, определяющие экономическую ментальность.
Современное образование характеризуется стремлением к комплексному формирования новой личности, что сказывается на выборе форм и методов обучения. Одним из актуальных методов обучения на межпредметном уровне стал метод проектов. Проектная деятельность позволяет обучающимся реализовать своих знания и умения, полученные при изучении той или иной дисциплины, но главное –проектная деятельность дает возможность приобрести опыт конкретной деятельности в изучаемой области и опыт ее ценностного осмысления, что напрямую влияет на формирование компетентностей личности. Применительно к обучению русскому языку важным можно считать проектную деятельность при
формировании ценностных понятий на уроках русского языка и на междисциплинарном уровне. В частности, нас заинтересовала возможность проектной деятельности учащихся на уроках русского языка в классах экономического профиля.
В нашем исследовании мы обратились прежде всего к концепту «успех». Это понятие, будучи ценностным для разных народов, тем не менее обладает национальной спецификой. И именно анализ этой специфики явился целью нашего исследования. Кроме того, концепт «успех» имеет разное содержательное наполнение в экономической ментальности разных народов.
Для реализации проекта «Концепт «успех» в экономической ментальности современных россиян» мы поставили цель выяснить, как рассматривают понятие успеха наши соотечественники разных возрастов и разных социальных групп. Для этого мы прежде всего обратились к поиску и анализу текстов (как художественных, так и публицистических, а также
журнальных статей экономической направленности) для анализа того, как понимали и понимают россияне это слово – успех; с чем ассоциируется успех у современной молодежи, а также в чем видели свой успех представители разных поколений. Одним из заданий в таком проекте стало написание эссе на одну из тем: «В чем видели свой жизненный успех герои классической литературы?», «В чем состоит успех наших современников?», «Как ты понимаешь слова «успешный человек?» и др. Лексическая работа над концептом «успех» состояла в анализе словарей различных типов и видов по поиску слов, входящих в семантическое поле «успех». В ходе реализации проекта особое место занимает привлечение ресурсов сети Интернет.
Таким образом, основными, но не исчерпывающими список, видами работ в проекте стали следующие:
1) анализ художественных текстов и составление текстотеки, содержащей концепт «успех» и понятия, близкие к нему;
2) лексическая работа со словарями различных типов и видов, составление экономических и личных словариков, отражающих все семантические связи понятий «успех», «менталитет», ментальность»; работа над словосочетаниями «экономический успех», «успех в бизнесе», «личный успех», «успешный человек» и т.д.;
3) создание собственных текстов, написание эссе на темы, отражающие содержание проекта;
4) проведение встреч с людьми, добившимися успеха в различных областях жизни и составление «Книги успеха наших земляков» и др.
Исследовательское направление в проекте в будущем может быть посвящено исследованию роли концепта успех в аспекте экономической ментальности, что, в частности, позволит сделать выводы о новых тенденциях в развитии экономической теории и практики XXI века, даст возможность сделать выводы о необходимости формирования языковой личности и обогащения словаря индивида ценностной лексикой тех лексико-семантических групп, которые определяются национальным менталитетом.
© 2020 301