СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии
Барашкова Егора Иннокентьевича.
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, приручает к сельскому труду, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной и трудовой деятельности, делает детей помощниками родителей по работе по хозяйству.
На своих уроках стараюсь создать атмосферу здорового соперничества и сотрудничества. Учу школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, предлагать свои способы по изготовлению изделий. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе.
Одной главных в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания одаренных детей.
Тема инновационного педагогического опыта.
Методической проблемой «Проектная деятельность на уроках технологии, работа с детьми с высокими способностями к ручному труду» я занимаюсь несколько лет. Работаю по программе «Технология» в 5- 9 классах под редакцией В.Д. Симоненко. Своим опытом делюсь с коллегами, даю открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения, педагогических советах.
Новые приоритеты в образовании побудили меня, к поиску современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения, а также поддержать интерес учащихся к творческой деятельности. Можно отметить, что сегодня наблюдается крайне редкое вовлечение большинства школьников в подлинно творческую деятельность, но многие не способны самостоятельно решать сложные жизненные задачи. В результате такие школьники становятся только объектами процесса познания окружающего мира. А необходимо организовать процесс обучения так, чтобы учащийся стал субъектом своей учебной деятельности, когда он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления целей, принимаемых как личностно значимые.
Цель: развитие у учащихся интереса к учению, творчеству в области декоративно-прикладного искусства и художественного труда. Интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета развивающего их способности.
Достижению моих целей на уроке способствуют следующие задачи:
- активация творческой деятельности одаренных детей.
- стимулирование и развитие познавательного интереса ребенка.
- сотрудничество учителя и обучающегося.
- эмоциональный настрой одаренного ребенка.
- формирование знаний умений и навыков.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Познавательная активность играет существенную роль в приобретении глубоких и прочных знаний и формировании личности ученика. Цель школы – научить думать, самостоятельно принимать решение, добывать знания и осуществлять это непосредственно с применением компьютерных технологий.
Внедрение личностно - ориентированных технологий обучения обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями. В числе их: разноуровневое обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, различные методы обучения.
Моя ведущая педагогическая идея – развитие личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. Личностно-ориентированный подход к учащимся является важным условием развития творческих способностей школьников.
3.Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих и элементы компьютерных технологий.
Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, использую различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.
— репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);
— воспроизводящий;
— проблемное изложение;
— частично поисковый (эвристический);
— исследовательский.
В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. Несомненно, большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.
Практические методы — лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д.
Конструирование — основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике в учебной мастерской или в домашнем холзяйстве.
Решение творческих задач — самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, — побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.
Творческий проект на уроках технологии — это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления результата.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы приемы воспитания и обучения.
Использование современных методов обучения привело к нестандартным подходам организации учебных занятий. Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки-соревнования, мастер-классы, уроки творческие отчеты, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-игры и т.д.
При выборе методов работы я хорошо представляю себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитываю имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Для этого использую шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:
1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.
2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.
3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.
5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Уроки технологии — это уроки жизни. Сегодня, опираясь на свой опыт, по преподаванию технологии у девочек, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать индивидуальность детей. Школьный предмет технология дает детям знания и умения, которые необходимы в обыденной жизни.
Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:
1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.
2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.
3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.
К ним относятся:
Принципы, которыми я руководствуюсь при обучении.
В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.
При этом использую три основные формы организации учащихся:
5.Анализ результативности.
Данный опыт показал, что у учащихся 5 – 9 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках дает высокие результаты:
- развивает творческие способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
- способствует достижению высоких результатов учеников в творческих конкурсах и выставках разного уровня.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудности и проблемы при использовании опыта заключаются в том, что у сельской школы недостаточная материальная база. Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, организацией практикумов. Изготовлением своих собственных инструментов и заменой аналоговыми.
7.Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт рекомендую использовать как начинающим педагогам, так и педагогом с большим стажем работы.
© 2019, Барашков Егор Иннокентьевич 957