СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по иностранному языку в учреждениях СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности на уроках иностранного языка. В статье представлен опыт использования метода проектов на различных ступенях обучения. Практическое применение проектной деятельности доказывает эффективность интерактивного обучения, его влияние на формирование и совершенствование профессиональных компетенций у студентов колледжа.

Современный мир, претерпевший изменения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах, вступает в новую фазу своего развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному и информационному, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Модернизация образования предполагает воспитание развитой социально-мобильной и востребованной на рынке труда личности, готовой к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.

Следовательно, владение иностранным языком является одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Овладение межкультурным профессионально ориентированным общением является целью обучения иностранному языку в учреждениях среднего профессионального образования.

В связи с изменениями, происходящими в системе современного образования, возникает необходимость использовать в профессиональной подготовке будущих специалистов новые образовательные технологии, которые ориентированы на способности и склонности студента как будущего профессионала, способствуют достижению высокого уровня мотивации, развитию самостоятельности, коммуникативных способностей, творческого мышления.

Лидирующее положение среди таких технологий в настоящее время занимает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление обучаемого с помощью активных действий.

Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических заданий. Используя метод проектов, возможно провести весь цикл действий от общей формулировки проблемы до конечного результата и фиксирования его в виде готового документа. Работа над проектами дает возможность его участникам размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию, применять полученные знания на практике. В ходе проектной работы студенты самостоятельно ищут необходимую техническую и лингвистическую информацию, используя, как знания по своему предмету, так и практические умения по другим дисциплинам, навыки работы с различными компьютерными программами. Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска решения, воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за работу, развитие инициативности, самостоятельности и рефлексии, т.е. тех качеств, которые востребованы современным мировым сообществом. Можно с большой долей уверенности констатировать, что проектная технология обеспечивает интерактивное обучение иностранному языку в условиях среднего профессионального образования и повышает мотивацию изучения иностранного языка.

Включение обучающихся в проектную деятельность с использованием иностранного языка создает возможность разностороннего развития личности, совершенствую при этом иноязычную коммуникативную компетенцию.

Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в команде, что является одной из ключевых профессиональных компетенций. Работа над проектом не только дает возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении хода работы над проектом, полученных результатов, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Впервые я знакомлю студентов с методом проектов в форме презентации данного метода, а также студенческих проектов прошлых лет обучения с указанием слабых и сильных сторон. Важно убедить студентов в их личной заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей профессиональной деятельности. Чтобы был реализован этот принцип, желательно использовать проблемы связанные с реальной жизнью и их будущей специальностью. Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса обучающихся к определённой проблеме, т.е. в мотивации к осознанной деятельности и практическом применении результатов.

Необходимо стремиться к тому, чтобы проект:

  • имел профессиональную направленность;
  • действительно вносил вклад в цели обучения;
  • был разумным в части стоимости, доступности материальных, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.

Структурирование является важным моментом в организации проектной деятельности. Оно включает такие этапы, как:

1 этап – “Мотивация”

Этот этап особенно важен, так как от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать с установки на проблему, осмысления цели.

II этап – “Информационное обеспечение ”

Задача этого этапа – собрать как можно больше информации по данному вопросу.

III этап – “Первичная обработка информации обучающимся”

Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.

IV этап – “Обработка информации вместе с преподавателем”

Продолжается сбор информации. Преподаватель стремится предложить конкретный набор поисковых задач. Происходит определение “белых пятен” в контексте, выделяется тема и подтемы, формируются основные мысли.

V этап - “Дополнительный сбор информации”

В процессе работы появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы формируют умения сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

VI этап - “Осмысление, сравнение, анализ и коррекция”

Самый важный этап в работе поскольку именно здесь происходит становление личности, её интеллектуальный рост. Студенты учатся сравнивать анализировать осуществлять коррекцию, делать обобщение.

VII этап - “Защита проекта”

Студенты оформляют и представляют полученные результаты, совершенствуют навыки коммуникативной компетенции и работы в режиме презентации. На этапе презентации происходит формирование и развитие навыков публичных выступлений и защиты своей позиции в ситуации успеха. Здесь также важен момент рефлексии. Проекты представляются в разнообразных формах.

Учебные проекты должны быть детально проработаны в соответствии с индивидуальной подготовкой и возрастными особенностями обучающихся ( равно трем ступеням). Каждая ступень обучения проектной деятельности на моих уроках английского языка имеет свои особенности.

Первая ступень обучения проектной деятельности – I курс.

В данном случае с проектами обучающиеся сталкиваются в первые. Поэтому для них существуют специальные памятки с разъяснениями при выполнении проектов. Предлагается выполнить следующие проекты:

1.Культура и традиции Великобритании 2.Особенности праздников Великобритании и США 3.Президенты США 4.Достопримечательности Лондона 5.Рождество и Новый год в Великобритании 6.Природа и особенности Австралии 7. Особенности национального характера англичан 8.Королевская семья Великобритании 9.Система образования в Великобритании 10.Биография и творчество Вильяма Шекспира 11.Биография и творчество Льюиса Кэррола 12.Американская и английская еда

13. История железных дорог в Великобритании 14. История железных дорог в США 15.Железнодорожный транспорт в Австралии

Целью данных проектов является совершенствование навыков произношения, формирование навыков устной речи, а также усиление мотивации изучения предмета.

Используя метод проектов на протяжении нескольких лет работы, я пришла к выводу, что данную технологию можно с успехом применять при изучении любых тем в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, так как она характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Массовый охват обучающихся проектной деятельностью повышает интерес к изучению иностранного языка. У студентов появляется мотивация к практическому владению различными видами речевой деятельности, увеличивается активный языковой запас, совершенствуется произношение, стимулируется интеллектуальная и языковая активность, направленная на общее повышение культурного уровня. Кроме того, у ребят вырабатывается ответственность за выполнение добровольно взятых на себя поручений.

Включаясь в проект студент любого курса получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинает развиваться творческое воображение и критическое мышление. Участникам проекта требуется воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина. Фактически речь идёт об обучении (воспитании) действием и в действии.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения, согласно Конвенции, модернизации должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и других сферах. Одним из способов достижения нового качества образования является компетентностный подход, при котором процесс обучения превращается в процесс приобретения опыта, решения-практика ориентированных проблем. Таким образом проектная деятельность на уроках иностранного языка придает дисциплине профессионально ориентированный характер и направлено на подготовку профессионально компетентных специалистов, которые могут самостоятельно применять ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Литература:

  1. Белоновская И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста. М.: Ин-т развития проф. Образования, 2005.с160.
  2. Колесникова И.А., Горчакова – Сибирская М.П.Педагогическое проектирование. – 2-е изд. М.: Академия, 2007. – 288 с.;
  3. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. М.: Дрофа,2004. – 102с.;
  4. Краснощекова Г.А. Роль иностранного языка в процессе становления и развития профессионализма специалиста// Открытое образование. 2010.№4
  5. Решетникова Ю.П. Формирование профессиональной компетентности. Среднее профессиональное образование. 2012.№1с.28-29
  6. Штарина А.Г. /автор - сост., Английский язык: компетентностный подход – Волгоград.: Учитель, 2008. – 191с.;
  7. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования// Народное образование.2003№2 с58-64
13.10.2021 09:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!