СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно- исследовательская деятельность нпа уроке немецкого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ммммммм

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАРПЕНКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«Создание системы работы по приобщению школьников к проектной и исследовательской деятельности, способствующей социализации обучающихся».

Шереметова О.В.,

учитель немецкого и

английского языков

Карпенково, 2018

Проектная деятельность, опирающаяся на творчество школьников, включающая исследовательскую деятельность и позволяющая реально интегрировать разные предметные области успешно сочетается с интерактивными технологиями.

Метод проектов обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, даёт возможность учителю включить учащихся в реальное общение.

Метод проектов обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, даёт возможность учителю включить учащихся в реальное общение.

Проектная деятельность в школе разноаспектная и разнонаправлена. По доминирующему методу выделяют проекты исследовательские, творческие, ролево-игровые, практико-ориентировочные; по предметно-содержательному аспекту различают монопроекты, межпредметные проекты, с открытой координацией, со скрытой координацией; по характеристике контактов- школьные, межшкольные.

Отличительной чертой проектной деятельности является её чёткая регламентация, распределение «ролей», поэтапность выполнения, наличие материально выраженного результата, его презентация. Метод проектов при наличии определённых условий может быть использован на любом этапе обучения. Важно целесообразно подобрать для того или иного возраста, контингента учеников оптимальный на данной ступени обучения тип проекта.

На начальной ступени обучения работа начинается обычно с простейших творческих проектов, которые ещё не имеют детально проработанной структуры. Это оформление праздничной открытки (при этом важную роль играет личный мотив- ведь они реально сделают приятный сюрприз другу, маме, любимому учителю, пусть и на иностранном языке), сочинение сказок-миниатюр, разработка иллюстрации к ней. Дети знакомятся с новыми для них видами деятельности, делают первые шаги на пути реализации своих творческих идей. Это позволяет не только формировать позитивную мотивацию, устойчивый познавательный интерес, но и подготовить школьников к исследовательской работе в старших классах. Кроме индивидуальных проектов, к концу обучения в начальной школе разрабатываются групповые творческие проекты, например, выпуск классной стенгазеты на немецком языке в 4-м классе «Unser buntes Schulleben», в которую ребята помещают заметки о своих школьных достижениях, успехах в учёбе и спорте, поздравляют именинников, в 3-м классе ученикам уже по силам сделать коллаж «Групповой портрет класса» («Das sind wir») и т.п. В процессе работы над такими проектами каждый ребёнок чувствует внимание к своей личности. Осознание того, что от личного вклада зависит исход общего дела, вдохновляет его на дальнейшее стремление к творческой деятельности.

На средней ступени обучения проектная деятельность совершенствуясь, усложняется. Ведь если ограничить темы уроков повседневной жизнью, не удовлетворяя любопытство детей, их желание больше узнать о чужой культуре, то интерес к иностранному языку быстро угаснет. Хорошо организованная и продуманная проектная деятельность помогает удовлетворить растущую потребность детей в новой, интересной информации. Для данной возрастной категории учащихся подходят не только творческие, но и ролево-игровые проекты ( имитация социальных отношений), практико-ориентировачные (газета, программа действий, сценарий), которые ориентированы на социальные интересы учеников. Так, в 7 классе был запущен проект в рамках изучения темы «Защита окружающей среды» («Umweltschutz», учебник И.Л. Бим, «Шаги»), в ходе реализации которого три группы учащихся подготовили свою программу действий по решению актуальных экологических проблем. При этом одна группа рассматривала спектр проблем, характерных для нашего района («Welche okologischen Probleme sind typisch fur unsere Gegend?»), другая освещала проблемы загрязнения природы в масштабах области («Wie steht es damit im Voronesher Gebiet?»), третья группа занималась мировыми глобальными проблемами экологии («Unser Planet bittet um Hilfe»).

Проектная деятельность может быть интегрирована. Имеется положительный опыт внутришкольного межпредметного проекта «география- немецкий язык» в 8 классе по теме «Путешествие по Германии» («Eine Reise durch die BRD»). В процессе работы над проектом ученики развивают свои интеллектуальные умения, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, при этом формируется индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкого использования субъективного опыта, на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок. В связи с этим, с одной стороны, возникают проблемы культурной идентификации учащимися себя в качестве представителей российской культуры, то есть носителей неповторимых традиций, обычаев, характерных только для нашей страны, с другой- проблема культурной толерантности, осознание учащимися необходимости терпимого отношения к другим культурам, а также равноправия в ценности каждой культуры.

На старшей ступени обучения, исходя из накопленного потенциала учащихся, шире используется исследовательская проектная методика в контексте проблемно-развивающего обучения. Из проблемы, возникшей на уроке, у учащихся должна родиться потребность и стойкий интерес синтезированного направления: любая область человеческой деятельности, «замешанная» на иностранном языке. Причём выбор этой области зависит от профессиональной ориентации учащихся, которая, как правило, уже в той или иной степени сформирована к старшим классам. Например, при изучении темы «Учёба» («Studium», немецкий язык, учебник «Контакты», Г.И. Ворониной) в 11-м классе проходит в форме ролевой игры (круглого стола) защита проекта «Наши планы на будущее.» («Unsere Plane fur die Zukunft»). Класс условно заранее делится на три группы: «выпускники», которые стоят перед выбором, куда пойти учиться, «родители», заинтересованные в успешной карьере своих детей, «преподаватели» высших учебных заведений, проводящие профориентацию с выпускниками. Как правило, старшеклассники очень серьёзно относятся к реализации этого проекта, активно представляют свою позицию, независимо от предложенной роли, ведь для них на самом деле это один из самых актуальных вопросов на данном возрастном этапе.

Проблемные задачи и проектные задания, способствующие дальнейшему развитию коммуникативной культуры учащихся в контексте диалога культур, представлены в большом объёме в учебно-методическом комплексе «Deutsch. Kontakte.» Г.И. Ворониной, который полностью построен на функционально-ситуативной основе обучения немецкому языку как средству общения. при постоянной опоре на знания о культуре немецкоязычных стран и России, и предполагающий осуществлять учебную деятельность в формах групповой и коллективной работы, характерных для проблемно-развивающего обучения.

При изучении темы «Нации» («Nation») в 10-м классе ученики охотно выполняют задания по сопоставлению национальной ментальности –заполнение анкеты «Что в Вас типично русское, типично немецкое?», также составляют портретную характеристику с последующим коллективным обсуждением «Портрет типичного русского (немца)» (Ein Portrat vom typischen Russen/Deutschen), готовят коллаж на тему «Что означает для Вас понятие «Родина» (Was bedeutet fur Sie der Begriff die Heimat?) Делается всё возможное, чтобы выполнить все задания, находящиеся в конце изучаемой темы, носящие ярко выраженный творческий характер, акцентирующих внимание на национальной культуре-: сделать постер, коллаж, проспект, брошюру для туристов (например, для туристов, посещающих Россию при изучении темы «Нации» («Nation» ), «Иностранцы»

(«Auslander») в 10 классе. При обучении иноязычной культуре возможности безграничны, но прежде всего, ученика необходимо мотивировать.(8) Настоящий мотив лежит всегда в самом человеке, это- сам человек, его мысли, чувства.

Следует признать, что метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию и обучению, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, усиливающей познавательный интерес школьников.

Категория: Немецкий язык
13.05.2018 11:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!