СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В 2006 году я побывала на выездном четырехмодульном семинаре учителей Осетии, организованном РИПКРО РСО-Алания при поддержке общественной организации «Вместе» республики Словения. На первый план была выдвинута тема - «Психосоциальная помощь обучающимся в рамках деятельности школы».
Мне посчастливилось лично познакомиться с замечательным человеком, автором основных исследований по данной теме, детским врачем - психиатром из Словении – Аницей Микуш Кос, одним из главных координаторов данного семинара.
Прошло уже много лет, но материалы из сборника статей программного директора и руководителя организации «Вместе» продолжают быть для меня настольными. С каждым годом актуальность данной темы только возрастает. Хочу поделиться размышлениями автора статей с теми, кому эта информация неизвестна. Уверена, что это поможет в обеспечении важной защищающей и позитивно-укрепляющей роли учителя в психосоциальном развитии каждого ребенка.
Статья 1. В статье дается краткий обзор некоторых психологических нарушений, связанных с работой учителя, о которых мало говорится в литературе.
ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ.
Сегодня о проблемах принято говорить в различных службах помощи: социальных, здравоохранительных, психологических и других, куда люди, имеющие какие-либо проблемы (со здоровьем, психологические или социальные), обращаются за помощью. Это и гуманитарные организации, которые помогают людям во время и после войн.
Помощниками являются и работники школы. Они работают с детьми – наиболее чувствительными к профессиональной и простой человеческой помощи членами общества. Среди школьников от 10 до 20 процентов детей с особыми потребностями, с трудностями, сопровождающими их на протяжении долгого времени или с актуальными психологическими проблемами. Поэтому понятно, почему психологическим проблемам школьных работников придается такое большое значение.
В статье мы даем краткий обзор некоторых психологических нарушений, связанных с работой учителя, о которых мало говорится в литературе.
Типичные профессиональные проблемы учителя в нормальных условиях.
Учитель - это человек, который во время своей работы постоянно отдает ученикам свои знания, слова, мысли, внимание, энергию. Его специфические трудности связаны с постоянной необходимостью интеллектуальной, социальной, эмоциональной отдачи, что приводит к внутреннему опустошению. Он работает перед классом, который ожидает от него этих действий, а за пределами класса того же ждут родители, школьное руководство и общество. Но учитель, успешный в своей каждодневной работе, не только по оценке учеников, но и с социальной и эмоциональной точек зрения, может получить новый заряд энергии от плодотворных отношений с учениками.
Учитель задействует в своей работе все свои качества - свои ум, эмоции и энергию. Если его отдача недостаточна, урок пройдет неинтересно, не принесет удовлетворения ни ученикам, ни учителю и превратиться в скучную обязанность для обеих сторон.
Врачи указывают на одну из проблем школьных работников, которая проистекает из невозможности выработать четкий режим согласно собственному биоритму. Большинство профессий, связанных с интеллектуальным трудом, позволяют человеку, чувствующему потребность сделать паузу, прервать работу на несколько минут и «убежать» от нее, отдалиться от нее физически или мысленно. Учитель не может согласовывать количество и интенсивность своей работы с собственным состоянием Он редко может себе позволить пропустить работу потому что потом ее трудно будет наверстать.
Для работы учителя характерен такой параметр как длительность отношений. Учитель проводит с детьми и с одними и теми же родителями целый год или несколько лет. Даже если он сталкивается с «трудным» ребенком или «трудным» родителем, он не может прекратить общаться с ними немногие профессии предполагают такое долгое и тесное общение.
В отличие от служащего банка, задание учителя всегда остается незавершенным. Из психологии мы знаем, что чувство незавершенности вызывает у работника негативные последствия, чувство неудовлетворенности. У учителя всегда найдется в классе ученик, не выучивший урок, ученик, которые не сможет хорошо закончить учебный год, у которого всегда есть какие-то нерешенные проблемы. Когда в конце рабочего дня учитель уходит домой он все равно не оставляет свою работу в школе.
Учитель работает с большим количеством детей отличающихся друг от друга темпераментом, состоянием здоровья, способностями, мотивацией к учебе ситуацией в семье и в обществе. От него ожидают, что он научит всех этих детей в рамках школьной программы одинаковым знаниям за одинаковое время. Но упомянутые различия настолько существенны, что учителю приходится индивидуально приспосабливать требования, ожидания и методы работы к возможностям каждого отдельного ученика. А это совсем непросто.
Учитель находится с учениками в интенсивных отношениях. Среди учеников есть те, кто его очень любит, а есть те, кто не любит. Некоторые ученики могут быть обижены его ненамеренной, но реальной несправедливостью или несерьезной «обидой», нанесенной учителем. Учитель с пониманием и снисхождением относится к трудностям своих учеников. Он эмоционально связан с ними. Есть дети, которые его особенно нервируют и на которых он реагирует наиболее эмоционально. Возможно, это происходит потому, что они похожи на собственных детей учителя. Есть мнение, что дети учителя должны по определению хорошо учиться и хорошо себя вести. Однако по вполне понятным причинам, это не так. Дети учителя не должны испытывать трудностей с учебой, и это особенно нежелательно, если они ходят в школу в которой учитель работает сам.
Сегодня учитель должен выполнять и некоторые психосоциальные обязанности. Это означает, что он должен проводить различные профилактические программы, предоставлять поддержку и помогать детям с травмой, и детям пережившим потерю.
Все больше детей из бедных семей нуждается в социальной помощи. Часто учитель оказывается в такой ситуации, когда ему приходится беспокоиться и за материальное положение своего ученика, например, найти для него деньги на экскурсию.
Учитель выполняет и другие обязанности. Он прививает детям нормы гигиены. Часто он занимается и проблемами их здоровья.
Учитель играет роль советчика для родителей своих учеников.
Доктрины и методы педагогической работы меняются, и учитель должен быть в курсе изменений и уметь применять их на практике. Это уже само по себе связанно со сложностями. Дополнительной проблемой становится то, что учитель чувствует свой предыдущий метод работы устаревшим, обесценившимся, Он думает, что-то, как было раньше, уже не считается хорошим, а хорошим теперь считается только новое.
Но учителя много говорят и о том, сколько позитивного они получают от работы с детьми и как им это помогает преодолевать проблемы, связанные с социальными условиями, в которых живут многие из них самих и их ученики.
На территории Северной Осетии учителя, как и остальное население, столкнулись с вооруженным конфликтом. Но та ситуация поставила перед ними и особые профессиональные задачи и моральные обязанности поддержать своих учеников. Большое число школьных работников проявило в этой ситуации настоящую жертвенность, человечность, энергию, сообразительность, и готовность продолжать свою педагогическую работу в очень тяжелых условиях.
Конфликтные ситуации с тяжело обратимыми социальными процессами, например, безработица среди родителей, нищета, послевоенное разорение, дисфункциональность многих семей ставят перед учителем сложные задачи.
Трудности, стрессы и травмы, связанные с вооруженными конфликтами
© 2020, Дедегкаева Зарема Аршавировна 453