СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального поведения обучающихся в целях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (Продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суицидальные риски детей

Психологический смысл подросткового суицида — это чаще всего «крик о помощи», или протест, месть, стремление привлечь внимание к своему страданию. Анализ мотивов суицидального поведения подростков подтверждает мысль, что его суицидальный поступок — это обращение к значимому другому. Риск совершения суицида повышается при употреблении наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимости.

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте:

  1. Детская повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность обусловливают импульсивность в принятии решения, в том числе и суицидального характера.
  2. Гнев, протест, злоба или желание наказать себя и других также могут лежать в основе развития суицидального поведения.
  3. Для подростков характерны повышенная склонность к самоанализу, пессимистическая оценка окружающего и своей личности, что также может спровоцировать суицидальный поступок.
  4. Эмоциональная нестабильность, присущая почти четверти здоровых подростков, и неумение ослабить эмоциональное напряжение также приводят к суицидальным действиям.

Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. Это происходит из-за неадекватного понимания смерти, которая в младшем возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Часто младшие школьники думают, что смерть является наказанием за плохие дела, они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, экспериментируя с опасными веществами или вовлекаясь в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности.

В развитии суицидального поведения подростков немаловажную роль играет подражание (копирование образцов поведения) и повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки.

Для подростков характерно наличие взаимосвязи попыток самоубийств с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

Мотивы суицидального поведения:

  1. обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
  2. действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  3. переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
  4. чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  5. страх позора, насмешек или унижения;
  6. любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  7. чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
  8. желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  9. страх наказания, нежелание извиниться;
  10. сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

Синдром Вертера

Дело в так называемом синдроме или эффекте Вертера, когда одно самоубийство провоцирует следующее. Термин «синдром Вертера» ввел в 1970-х годах социолог Дэвид Филипс, опираясь на известное произведение немецкого классика Иоганна Вольфганга фон Гёте «Страдания юного Вертера», где измученный безответной любовью главный герой кончает жизнь самоубийством.

Роман пользовался большой популярностью после выхода и вызвал неожиданный эффект: волну суицидов среди молодых людей. «Эффект Вертера описывает феномен, когда число суицидов резко растет, если масс-медиа уделяют большое внимание какому-то самоубийству и с жаждой сенсации освещают его», — объясняет Бенедикт Тилль (Benedikt Till), психолог из Медицинского университета г. Вены.

Эффект бывает особенно сильным, если суицид описывается детально или если предметом для публичного обсуждения становятся мотивы самоубийцы, которые нередко изображаются в упрощенном виде - неудачный брак, долги и т.п. По мнению Б.Тилля, специализирующегося на изучении этого феномена, «все это имеет довольно значительный потенциал для идентификации с самоубийцей».

Естественно, человек, не переживающий глубокий кризис, даже после прочтения сенсационного материала о суициде едва ли станет примерять на себя подобный сценарий. Другое дело — кто-то, кому приходят мысли о том, чтобы уйти из жизни, и кто проживает «процесс суицидального развития», как говорит Б. Тилль. Для таких людей сообщения СМИ могут стать последней каплей.

В Австрии и Германии приняты определенные меры, касающиеся освещения суицида в средствах массовой информации: в своде правил для журналистов есть посвященная этому глава, которую помогали разработать специалисты.

Внешние признаки возможности суицидального риска:

  1. Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  2. Затяжное подавленное настроение, низкий эмоциональный фон, раздражительность;
  3. Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, приводит дела в порядок, стал дарить дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей);
  4. Разговоры или намеки на желание умереть или нежелание продолжать жизнь;
  5. Опасное поведение с высоким риском причинения вреда своей жизни и здоровью.

Знаки (проявления) суицидального риска

Поведенческие признаки:

  1. внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
  2. употребление спиртного и/или наркотических средств;
  3. избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
  4. безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
  5. безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
  6. внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
  7. внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

  1. невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;
  2. разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);
  3. поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
  4. присутствуют беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;
  5. конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете либо все хорошо, либо все плохо;
  6. противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти.

Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

Словесные ключи:

  1. прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;
  2. шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
  3. уверения в беспомощности и зависимости от других;
  4. прощание;
  5. самообвинения;
  6. сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:

  1. раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, чтобы все было в порядке);
  2. написание «записок-завещаний»;
  3. несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;
  4. самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;
  5. частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  6. склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные ключи:

  1. Психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).
  2. Наследственные психические, нервно- психические заболевания
  3. Тяжелые эндогенные заболевания
  4. Случаи самоубийств у близких родственников
  5. Высокая тревожность, эмоциональная нестабильность, агрессивность, замкнутость, депрессия, неадекватная самооценка, недовольство внешностью, способностями
  6. Тяжелое переживание возрастных кризисов, акцентуированное поведение
  7. Трудности адаптации к социуму, коллективу
  8. Отсутствие цели в жизни
  9. Деструктивное воспитание
  10. Алкоголизм, наркомания, правонарушения
  11. Неполные семьи
  12. Смерть родного человека
  13. Отсутствие теплоты и взаимопонимания в семье
  14. Неуспехи в учебе
  15. Конфликты с педагогами, администрацией, одноклассниками
  16. Страх несоответствия ожиданиям окружающих
  17. Ошибки в воспитательной, учебной деятельности
  18. Неразделенная любовь
  19. Нарушения социальной адаптации
  20. Неразвитые навыки общения
  21. Попадание под чужое влияние
  22. Насмешки, грубое слово
  23. Литературные, музыкальные, философские увлечения
  24. Религиозные, идеологические секты
  25. СМИ, подражание кумирам
  26. Однообразие, скучная жизнь, отсутствие интересов и увлечений
  27. Интерес к смерти

Группы суицидального риска — это подростки:

  1. находящиеся в сложной семейной ситуации (развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
  2. испытывающие серьезные проблемы в учебе;
  3. не имеющие друзей;
  4. не имеющие устойчивых интересов, хобби;
  5. склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
  6. перенесшие тяжелую утрату;
  7. остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
  8. имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);
  9. употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
  10. имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
  11. совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);
  12. попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения

Основными «инструментами» педагогов и школьных психологов для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от третьих лиц (друзей, родственников), данные медицинской документации. В качестве дополнительных средств оценки суицидального риска рекомендуется использовать оценочные шкалы.

Состоянию высокого суицидального риска соответствуют:

  1. устойчивые фантазии о смерти, невербальные «знаки», мысли, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве;
  2. состояние депрессии;
  3. проявления чувства вины /тяжелого стыда /обиды /сильного страха;
  4. высокий уровень безнадежности в высказываниях;
  5. заметная импульсивность в поведении;
  6. факт недавнего/текущего кризиса/утраты;
  7. эмоционально-когнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты;
  8. выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром,
  9. «душевная боль»);
  10. Отсутствие социально-психологической поддержки /не принимающее окружение;
  11. нежелание подростка принимать помощь/недоступность терапевтическим интервенциям /сожаления о том, что «еще жив».

Необходимые условия профилактики суицидального риска в подростковой среде:

  1. Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе);
  2. Насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.);
  3. Возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка;
  4. Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей;
  5. Устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего, семейные;
  6. Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.

Направления работы педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике депрессии и суицидов:

  1. Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся;
  2. Помочь подростку разобраться в своих чувствах и отношениях;
  3. Обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
  4. Оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, учебного заведения, друзей и пр.;
  5. При необходимости включить подростка в группу социально- психологического тренинга;
  6. Провести психокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Как вести себя с суицидальными учащимися в школе

  1. Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием к проведению ряда следующих мероприятий:
  2. Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях;
  3. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье;
  4. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).

Особенности коммуникации:

  1. сохранять понимающую и вежливую позицию;
  2. дать необходимые объяснения чувствах и поведения человека в кризисе;
  3. принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  4. принять то, что суицид – это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
  5. говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
  6. учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  7. избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;
  8. проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
  9. избегать невыполнимых обязательств;
  10. иметь в себе мужество задавать нужные вопрос (максимально конкретные);
  11. избегать принятия решений вместо подростка-суицидента.

При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.

В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.

Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья – детские психиатры, психотерапевты, психологи).

Госпитализация в стационар показана:

  1. во всех случаях повторных суицидальных попыток;
  2. при наличии психических расстройств;
  3. при наличии высокого риска суицидальных действий;
  4. при наличии устойчивых мыслей о самоубийстве;
  5. при высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);
  6. при существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;
  7. при беспокойстве или панике;
  8. при неблагоприятной семейной ситуации.

Категория: Всем учителям
02.02.2019 10:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!